Тема 3. Финансовый контроль
1.Понятие
и виды финансового контроля.
2.Методы
финансового контроля.
3.Органы,
осуществляющие финансовый контроль.
4.Аудиторский
контроль.
1 вопрос
Способами
обеспечения законности в финансовой сфере являются контроль и надзор.
Контроль
– это систематическое наблюдение за соответствующим объектом с целью выявления
отклонений в его деятельности от заранее заданных ему параметров.
Контролю характерны следующие признаки:
- контроль осуществляется в отношении подчиненных
объектов.
- в порядке контроля применяются преимущественно меры
дисциплинарной ответственности.
-
контроль осуществляется практически всеми органами, осуществляющими финансовую
деятельность.
-
контроль осуществляется не только за
законностью, но и за целесообразностью осуществляемых действий объектом
контроля, поэтому орган контроля вправе вмешиваться в оперативную деятельность
объекта контроля и отменять принятые им решения в порядке подчиненности.
Разновидностью
контроля является надзор, но он имеет некоторые особенности.
-
надзор осуществляется в отношении объектов организационно не подчиненных
субъекту.
-
надзор осуществляется только специальными уполномоченными органами.
-
в порядке надзора применяются меры административной и уголовной
ответственности.
-
надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, которые обычно устанавливаются
органами надзора.
-
надзор осуществляется только за законностью действий, не касаясь вопросов
хозяйственной целесообразности принятого решения объектом надзора, поэтому
орган надзора не вправе вмешиваться в текущую деятельность объекта надзора.
Надзор
делится на прокурорский и административный.
Финансовый
контроль – это контроль за законностью и целесообразностью осуществляемых
действий в процессе создания, распределения и использования денежных средств
государства и муниципальных образований.
Финансовый
контроль осуществляется в следующих целях:
-
предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений и
преступлений,
- выявления причин и условий, способствующих
совершению финансовых правонарушений,
-
разработки мер борьбы с финансовыми
правонарушениями,
- привлечения виновных к ответственности.
Содержание
финансового контроля заключается:
-
в проверке исполнения субъектами своих финансовых обязательств перед
государством,
-
в проверке соблюдения субъектами правил осуществления финансовых операций,
-
в проверке за эффективным и целевым использованием имущества или денежных
средств, вверенных или выданных государством или муниципальным образованием
субъектам финансовых отношений,
-
в проверке соблюдения финансовой дисциплины субъектами финансовых
правоотношений. Финансовая дисциплина – это четкое и строгое соблюдение
установленных предписаний и правил субъектами при осуществлении финансовых
операций.
Объектом
финансового контроля являются не только финансовые ресурсы, но и природные,
трудовые, материальные и другие ресурсы.
Виды
финансового контроля:
1. По времени проведения:
а)
предварительный контроль осуществляется до начала финансовых операций с целью
предупреждения правонарушений;
б)
текущий контроль осуществляется в процессе совершения финансовых операций с
целью выявления и пресечения правонарушений;
в)
последующий контроль осуществляется после завершения финансовых операций с
целью выявления правонарушений и привлечения виновных в ответственности.
2. По объекту контроля:
а)
бюджетный контроль;
б)
налоговый контроль;
в)
таможенный контроль;
г)
валютный контроль;
д)
денежный контроль и т.д.
3. В зависимости от причин организации контроля:
а)
обязательный;
б)
инициативный.
4. В зависимости от органов, осуществляющих контроль:
а)
государственный контроль (контроль представительных органов, контроль
исполнительных органов, президентский контроль, ведомственный контроль,
внутрихозяйственный контроль);
б)
общественный контроль (осуществляется профсоюзами, общественными объединениями,
трудовыми коллективами и т.д.);
в)
аудиторский контроль.
5.В зависимости от организации контроля:
а)
внешний контроль;
б)
внутренний контроль.
2 вопрос
Методы
финансового контроля – это приемы и способы, используемые субъектами контроля
при реализации своих контрольных функций.
1.
Ревизия – это полное и глубокое изучение финансово-хозяйственной деятельности
объекта контроля. Общий срок проведения ревизии – 30 дней. Результаты ревизии
оформляются актом ревизии, в котором указывается: кто, где, когда провел
ревизию, дается анализ проведенной работы, делается заключение. Акт
подписывается руководителем объекта контроля и ревизором (иногда обязательна
подпись главного бухгалтера).
Ревизии
бывают различных видов.
1) по организационному моменту:
а)
плановые;
б)
внеплановые;
2) по объекту:
а)
документальные;
б)
фактические;
3) по объему:
а)
сплошные и выборочные;
б)
комплексные и тематические.
2. Проверки. Проверке
подвергаются отдельные вопросы финансовой деятельности. По итогам проверки
составляется справка.
Проверки
можно классифицировать по тем же основаниям, что и ревизии. В налоговой сфере различают
еще камеральные и выездные проверки. Камеральная проверка проводится на основе
представленных отчетов, сведений документов в соответствующих органах государственной
власти. Выездные проверки проводятся на самом объекте контроля. По общему
правилу камеральным проверкам подвержены все объекты контроля, а выездные
проверки осуществляются только в отношении отдельных объектов.
3. Обследование.
Обследованию подвергаются отдельные стороны финансовой деятельности. При
проведении обследования применяются дополнительные методы контроля, такие как
опрос, анкетирование, тестирование и др.
4. Анализ отличается
своим системным подходом и проводится на основе текущей или годовой отчетности.
5. Инвентаризация
заключается в подсчете, обмере, взвешивании материальных ценностей, хранящихся
в складских, производственных и торговых помещениях объекта контроля. При этом
проверяются также условия хранения материальных ценностей, сроки годности,
наличие ярлыков и ценников на товарах и др.
6. Наблюдение
предполагает общее ознакомление с деятельностью объекта контроля.
7. Заслушивание докладов
должностных лиц о проделанной работе, рассмотрение поступивших сведений и т.д.
3 вопрос
1. Представительные
органы имеют свой орган контроля – Счетную палату РФ. Согласно ФЗ
от 5 апреля 2013 г. «О Счетной палате РФ»объектом контроля Счетной палаты РФ являются денежные средства федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
Счетная палата РФ:
-
осуществляет контроль за исполнением доходной и
расходной части федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
-
проводит анализ отклонений от утвержденных показателей
бюджетов;
-
проводит анализ обоснованности расходных статей
бюджетов;
-
проводит систематический контроль за состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга;
-
регулярно представляет Федеральному собранию
информацию об исполнении бюджетов.
Счетная
палата РФ вправе запрашивать и получать необходимые материалы и документы от
всех объектов, использующих федеральные бюджетные средства; вправе проводить
проверки; в случаях выявленных нарушений направлять предписания об их
устранении и сообщать об этом Федеральному Собранию.
Прав
по применению мер ответственности у Счетной палаты РФ нет, но с согласия
Государственной Думы вправе приостанавливать все виды финансовых, расчетных
операций объекта, допускающего нарушения.
2. Президентский контроль
осуществляется через Контрольное управление (структурное подразделение
Администрации Президента). В соответствии с положением о Контрольном управлении
Президента РФ. Контрольное
управление осуществляет контроль за соблюдением исполнения федеральных законов
и Указов Президента РФ на территории РФ; осуществляет контроль над иными
структурными подразделениями Администрации, контроль за деятельностью
контрольно-надзорных органов РФ. Контрольное управление Президента РФ наделено
общими контрольными правами. Прав по применению мер ответственности нет.
Президентский
контроль осуществляется также через полномочных представителей Президента РФ в
федеральных округах.
3. Правительство РФ как орган
общей компетенции регулирует и координирует деятельность всех органов
финансового контроля, а также обеспечивает осуществление единой финансовой
денежно-кредитной политики в государстве и осуществляет контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
Правительство
РФ для осуществления контроля может создавать комиссии, комитеты, советы,
осуществляющие контроль в отдельных отраслях финансовой сферы.
4. Федеральное казначейство осуществляет
бюджетный контроль. Органы казначейства вправе в бесспорном порядке взыскивать
средства, использованные не целевому назначению, плату за пользование бюджетным кредитом, приостанавливать
финансирование из бюджета, рассматривать дела о бюджетных правонарушениях, налагать санкции и др.
5. Федеральная налоговая служба осуществляет
налоговый контроль т.е. контроль за своевременным и полным поступлением налогов
и сборов в бюджетную систему. Помимо общих контрольных прав ФНС праве опечатывать
складские, производственные, торговые помещения объектов контроля, налагать
аресты на счета налогоплательщиков; осуществлять выемку и изъятие документов,
свидетельствующих о допущенных нарушениях; налагать налоговые санкции,
обращаться с исками в судебные органы о взыскании налоговых санкций, о
признании недействительной государственной регистрации, о ликвидации
организаций и т.д.
6.Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства. Рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением таможенного и валютного законодательства и налагает административные наказания.
7. Федеральная служба по финансовому
мониторингу осуществляет контроль за соблюдением законодательства о
противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем. В
рамках контрольных полномочий вправе проводить проверки, анализ, сбор,
обработку информации о сделках с денежными средствами юридических и физических
лиц и в случаях выявленных нарушений обращаться в правоохранительные органы с
целью привлечения виновных к ответственности.
8. Центральный банк
осуществляет денежный, валютный контроль, контроль за соблюдением законодательства о ценных бумах, банковский и страховой надзор.
ЦБ
РФ следит за соблюдением порядка осуществления всех денежно-расчетных операций.
Содержание
валютного контроля заключается в проверке наличия у кредитных организаций лицензий
и разрешений на осуществление валютных операций и в проверке соблюдения порядка
совершения валютных операций.
Банковский
надзор осуществляется за кредитными организациями с целью соблюдения ими
установленных ЦБ РФ экономических нормативов и порядка осуществления банковских
операций.
Центральный
банк РФ наделяется общими контрольными правами и правами по применению мер воздействия,
в частности, вправе налагать штрафы, увеличивать размеры и перечень
экономических нормативов, отзывать лицензии, обращаться с иском в судебные
органы о ликвидации кредитной организации и др.
9. Ведомственный контроль
осуществляется всеми министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им
предприятий, организаций и учреждений. Целью ведомственного контроля является
проверка правильности постановки бухучета и отчетности на этих объектах,
проверка выполнения плановых заданий, проверка целевого использования
выделенных денежных средств из бюджетов; проверка целевого использования
государственной собственности, вверенной этим объектам.
10.Внутрихозяйственный контроль организуется
руководителем и главным бухгалтером предприятия, организации, учреждения. Главный
бухгалтер следит за правильностью постановки бухучета и отчетности на
предприятии, организации, учреждении; за правильностью оформления бухгалтерских
книг, документов, отчетов. Подпись руководителя и главного бухгалтера
обязательна на всех финансовых документах.
4 вопрос
Комментариев нет:
Отправить комментарий