среда, 24 апреля 2024 г.

Тема 7. Основы налогового права

Тема 7. Основы налогового права
1.     Понятие, функции и виды налогов и сборов. 
2.     Налоговое право: понятие, система, источники.
3.     Ответственность за нарушение налогового законодательства.

1 вопрос
Налоги являются одним из древнейших институтов, появившихся с возникновением государства. Согласно Налоговому кодексу РФ налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налогам характерны следующие признаки:

1)    публичность;
2)    законность установления;
3)    безвозмездность;
4)    принудительность изъятия;
5)    процедурный порядок уплаты.
Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого связана с оказанием государственным органам и органам местного самоуправления юридически значимых услуг и действий на предоставление права осуществления какой-либо деятельности или выдачи разрешения, лицензии. Различают регистрационные и лицензионные сборы.
Пошлина – это плата за оказание государственным органом и органам местного самоуправления юридически значимых действий и услуг в пользу плательщика. Различают государственную и таможенную пошлину.
Налоги и сборы имеют как общие черты, так и отличия.
Общими являются:
-         обязательность уплаты;
-         контроль за их поступлением осуществляется налоговыми органами;
-         поступают как в бюджетную систему, так и во внебюджетные фонды;
-         в случае уклонения от уплаты применяются меры принуждения.
Отличиями являются:
- налоги вносятся регулярно в отличие от сборов и пошлин, которые носят разовый характер;
- налоги безвозвратны и безвозмездны, а сборы носят возмездный характер.

Функции налогов и сборов:
1.     Фискальная функция заключается в том, что налоги являются одним из основных источников пополнения государственных и местных бюджетов.
2.     Социальная функция (распределительная) выражается в том, что налоги поступают в бюджет и внебюджетные фонды, распределяются и направляются на разрешение, прежде всего, социальных задач государства.
3.     Регулирующая функция налогов. Государство, устанавливая налоги, регулирует производство, инвестиционную деятельность (например, налог на прибыль предприятий), регулирует потребление отдельных товаров (например, акцизы), регулирует доходы граждан (например, налог на доходы физических лиц) и др.
4.     Контрольная функция выражается в том, что государство, вводя налоговые механизмы, новые налоги и сборы, осуществляет контроль за составом налогоплательщиков, их способностью исполнять налоговые обязательства и т.д.

В РФ продолжает осуществляться налоговая реформа, которая внесла кардинальные изменения в систему налогов и сборов РФ:
1)    налоговый метод стал одним из основных методов пополнения государственного бюджета;
2)    проведена унификация по отношению к организациям, т.е. все организации независимо от формы собственности обязаны платить одни и те же налоги и сборы;
3)    проведена унификация и по отношению к физическим лицам;
4)    налоги вносятся как в бюджет, так и внебюджетные фонды;
5)    появились налоги общие для организаций и  физических лиц;
6)    количество налогов значительно увеличилось;
7)    в настоящее время система налогов и сборов отражает федеративное устройство государства, т.е. налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и подлежат уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги также вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и подлежат взысканию на территории соответствующих субъектов РФ, если представительный орган субъекта принял законодательный акт о введении этого налога на своей территории. При этом представительные органы наделены правом устанавливать ставки в пределах установленных НК РФ или иными актами, а также льготы и порядок их предоставления.
Аналогичными правами наделяются органы местного самоуправления при введении местных налогов и сборов.
Виды налогов и сборов.
1.     По субъектному составу:
а) налоги с физических лиц;
б) налоги с организаций;
в) общие налоги.
2.     По целевому назначению:
а) налоги общего характера;
б) целевые налоги.
3.     В зависимости от возложения налогового бремени:
а) прямые;
б) косвенные налоги.
4.     В зависимости от территориального устройства:
а) федеральные налоги:
- НДС (налог на добавленную стоимость),
- акцизы,
- налог на прибыль организаций,
- налог на доходы физических лиц,
- водный налог,
- налог на добычу полезных ископаемых,
- государственная пошлина,
- сбор за право пользования объектами животного мира или водными биологическими ресурсами;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
б) региональные:
- налог на имущество организаций,
- транспортный налог,
- налог на игорный бизнес;
в) местные:
- налог на имущество физических лиц,
- земельный налог,
- торговый сбор.
Юридическая конструкция налога состоит из следующих элементов:
-         налогоплательщик;
-         объект налогообложения;
-         налоговая база – это часть объекта, с которого исчисляется налог. Налоговая база может состоять как из всего объекта, так и из его части;
-         налоговый период – это время, в течение которого формируется налоговая база. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов;
-         ставка налога (размер);
-         порядок уплаты налога (форма платежа, валюта платежа, распределение платежа и т.д.);
-         срок уплаты налога;
-         льготы.

2 вопрос
Налоговое право – это подотрасль финансового права. Налоговое право – это совокупность налогово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства и муниципальных образований.
Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, которые можно разделить на следующие группы:
- отношения, связанные с установлением налогов и сборов;
- отношения, связанные с введением налогов и сборов;
- отношения, связанные с взиманием налогов и сборов;
- отношения, связанные с осуществлением налогового контроля;
- отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение налогового законодательства;
- отношения, связанные с обжалованием незаконных действий должностных лиц налоговых органов.
Особенностями налоговых правоотношений являются:
1.     Эти отношения возникают только в налоговой сфере.
2.     Урегулированы нормами налогового права.
3.     Для них характерен признак публичности.
4.     Одной стороной всегда выступает государство.
5.     Возникают преимущественно по поводу денежных средств.
К субъектам налоговых правоотношений относятся:
- налогоплательщики (организации и физические лица);
- государственные органы (налоговые, финансовые, таможенные), органы местного самоуправления;
- налоговые агенты – это субъекты, осуществляющие удержание и перечисление налогов со своих работников в бюджет;
- кредитные организации, банки осуществляют исполнение платежных поручений своих клиентов и налоговых органов о взыскании и перечислении налогов и сборов в бюджет;
- лица, представляющие информацию в налоговые органы в целях налогового учета;
- участники процесса по делу о налоговых правонарушениях (эксперты, специалисты, переводчики и т.д.).
Содержание налоговых правоотношений составляют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
Так, налогоплательщики обязаны:
-         своевременно и в полном размере платить налоги;
-         вести бухгалтерский учет и отчетность своей финансово-хозяйственной деятельности и хранить налоговые документы в течение 4 лет;
-         вносить исправления в отчетность по итогам налоговых проверок;
-         обеспечить свободный доступ сотрудников налоговых органов к документации или на территорию объекта;
-         своевременно представлять документы, декларации в налоговые органы;
-         своевременно сообщать о ликвидации, реорганизации  юридического лица и др.
Налогоплательщики вправе:
-         представлять документы на пользование льготами;
-         пользоваться льготами;
-         знакомиться с актами проверок налоговых органов;
-         обжаловать незаконные действия должностных лиц налоговых органов, как в административном, так и в судебном порядке и др.
Налоговые органы обязаны:
-         обеспечить своевременную уплату налогов и сборов;
-         вести учет налогоплательщиков;
-         обеспечить неразглашение коммерческой тайны, тайны о вкладах физических лиц;
-         возместить причиненный ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками налоговых органов и др.
Налоговые органы вправе:
-         проводить проверки;
-         беспрепятственно посещать объекты контроля,
-   обследовать производственные, торговые, складские помещения налогоплательщиков;
-         налагать налоговые санкции;
-         обращаться с исками в судебные органы: о взыскании налоговых санкций, недоимок по налогам, о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, о ликвидации организаций и т.д.
В случае неуплаты или несвоевременной уплаты налогов образуется недоимка, которая взыскивается с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном порядке.
Система налогового права состоит из 2 частей: общей и особенной. Общая часть объединяет нормы, закрепляющие принципы, формы, методы налоговой деятельности, правовой статус субъектов налоговых правоотношений, полномочия налоговых органов, порядок осуществления налогового контроля и порядок привлечения к налоговой ответственности.
Особенная часть объединяет нормы, регламентирующие порядок уплаты конкретных налогов и сборов.
Налоговое право преимущественно использует императивный метод регулирования отношений. В меньшей степени используется и диспозитивный метод, в частности, при заключении договора налогового кредита и налогового инвестиционного кредита.
Источниками налогового права являются.
1.     Конституция РФ.
2.     Налоговый кодекс (ч. 1 и 2). В части 1 закреплено  понятие налогов и сборов, закрепляются структура системы налогов и сборов РФ, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, порядок осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности и др.
Часть 2 в настоящее время постоянно дополняется и закрепляет порядок уплаты конкретных налогов.
3.     Федеральные законы, например, "О налоговых органах РФ", «О таможенном тарифе» и др.;
4.     Указы Президента РФ.
5.     Постановления Правительства РФ.
6.     Акты налоговых, финансовых, таможенных органов.
7.     Решения органов местного самоуправления.
8.     Международные договоры, например, договоры об избежании двойного налогообложения.
9.     Акты Конституционного суда РФ и др.

3 вопрос
За нарушение налогового законодательства предусмотрены меры налоговой, административной и уголовной ответственности.
Налоговая ответственность – это разновидность финансово-правовой ответственности, которая заключается в применении налоговых санкций к лицам, совершившим налоговые правонарушения.
Налоговая ответственность характеризуется следующими признаками:
- имеет свою нормативную базу – это НК РФ;
- основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение;
- субъектами налоговой ответственности являются как физические лица, так и организации;
- срок давности налоговой ответственности 3 года;
- налоговая ответственность применяется как в административном порядке (налоговыми органами), так и в судебном порядке;
- мерами налоговой ответственности являются налоговые санкции, которые выражены в виде штрафов, которые  исчисляются либо в твердо фиксированной форме, либо в форме % от суммы невыполненного налогового обязательства.
Согласно НК РФ фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение – это виновное, противоправное действие (бездействие) налогоплательщика или иных лиц за которое Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность.
Налоговому правонарушению характерны следующие признаки:
- общественная опасность;
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость;
Помимо перечисленных 4 признаков для квалификации деяния в качестве налогового правонарушения необходимо наличие еще 4 квалифицирующих признаков, т.е. состава налогового правонарушения, который состоит из следующих элементов:
1. Объект налогового правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, т.е. налоговые правоотношения. Различают общий, родовой и непосредственные объекты.
 2 . Объективная сторона – это форма совершения правонарушения и заключается в действии или бездействии. В содержание объективной стороны включаются также место, время совершения правонарушения, наличие вредных последствий, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. В зависимости от того учитываются ли при привлечении к ответственности наступившие последствия, различают материальные и формальные составы налоговых правонарушений.
3. Субъект - это лицо, которое совершило правонарушение. Субъекты можно разделить на 2 группы: организации и физические лица, достигшие 16 лет. Субъект налогового правонарушения может не совпадать с субъектом ответственности, так за правонарушения, совершенные филиалом к ответственности привлекается организация-учредитель.
4. Субъективная сторона заключается в наличие вины, которая может быть выражена в форме умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (небрежности).
Вина организации определяется в зависимости от вины должностных лиц этой организации.
НК РФ предусматривает следующие составы налоговых правонарушений:
-  уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
-         нарушение срока постановки на учет;
-         нарушение срока предоставления налоговой декларации;
-         уклонение от предоставления налоговой декларации;
-         грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения;
-         неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов и т.д.
НК РФ предусматривает также ответственность кредитных организаций (банков) за неисполнение или несвоевременное исполнение поручения налогоплательщика о перечислении налога, поручения налогового органа о взыскании налога, за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику и т.д.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства закреплена в КоАП РФ. КоАП РФ частично дублирует Налоговый кодекс РФ, перечисляя составы административных правонарушений.  Субъектами административной ответственности являются только должностные лица налогоплательщика-организации. Административная ответственность применяется в судебном порядке. Срок давности административной ответственности -  1 год. Мерами административной ответственности являются штрафы.
УК РФ предусматривает меры уголовной ответственности за уклонение граждан и организаций от уплаты налогов и сборов (ст.198, 199 УК РФ), за невыполнение обязанностей налогового агента и за сокрытие организацией или индивидуальным предпринимателем денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов) (ст. 199.1 и 199.2 УК РФ).
Обязательным условием наступления уголовной ответственности является  совершение деяния в крупном или особо крупном размерах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий