воскресенье, 3 сентября 2023 г.

Тема 1. Правовые основы финансовой деятельности государства

Тема  1. Правовые основы финансовой деятельности государства
1. Понятие финансов и финансовой системы РФ.
2. Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы.
3. Принципы финансовой деятельности.
4. Система органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.


1 вопрос
Финансы – это экономическая категория, которая выполняет 2 основные функции:
1. распределительную;
2. контрольную.
Распределительная функция обеспечивает организацию сбалансированного и эффективного развития общественного воспроизводства, развитие всех отраслей экономики в целях обеспечения и удовлетворения потребностей населения и выполнения социально-экономических задач государства.
Контрольная функция выражается через контрольные полномочия органов осуществляющих финансовую деятельность, которые заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых преступлений и правонарушений.
Финансы – это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений.
В материальном выражении финансы представлены денежными средствами государства, которые сосредоточены в финансовых фондах государства.
Финансы состоят из нескольких звеньев, которые образуют финансовую систему РФ. Финансовая система состоит из 5 звеньев:
         1. звено: бюджетная система состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации;
- местные бюджеты.
Основным источником образования этого звена являются налоговые и неналоговые платежи, сборы, пошлины, доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
2 звено – это внебюджетные фонды государства - это Фонд пенсионного и социального  страхования (Социальный фонд) и Фонды обязательного медицинского страхования. Источниками образования  этого звена являются: страховые взносы; бюджетные ассигнования; добровольные пожертвования и т.д.
3 звено – финансы предприятий. В материальном выражении финансы предприятий представлены следующими фондами:
- фонд основных средств;
- фонд оборотных средств;
- фонд потребления;
- фонд накопления;
- резервный фонд;
- валютный фонд и т.д.
Источниками образования этого звена являются: прибыль; бюджетные ассигнования; кредиты (государственный, банковский, коммерческий); финансовая помощь, оказываемая государством в виде субсидий и т.д.
4 звено - финансы страхования. Это звено также представлено фондами денежных средств, создающиеся за счет средств самих страхователей, и предназначенных для возмещения причиненного вреда жизни, здоровью, имуществу в результате несчастных случаев чрезвычайного, техногенного, природного характера.
5 звено – кредит: банковский, государственный  (муниципальный).
Банковский кредит это отношения по привлечению банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и размещению их на условиях возвратности, возмездности и срочности.
Государственный кредит это отношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности, возмездности и срочности и направления их покрытие бюджетного дефицита.
Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам (ст.6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает в качестве кредитора.

2 вопрос
Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств государства в целях реализации социально-экономических задач государства, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Создание денежных средств преимущественно происходит в 3 звене финансовой системы (финансы предприятий). Распределение денежных средств происходит в централизованных денежных фондах государства (в бюджетах). Использование денежных средств осуществляется в отраслях экономики и сферах государственного управления.
Особенностями финансовой деятельности являются:
1) финансовая деятельность затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, поэтому носит межотраслевой характер;
2) финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государственной власти;
3) финансовая деятельность осуществляется как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации, причем Конституция РФ разграничила предмет ведения федеративных органов и органов субъектов федерации в финансовой сфере. Имеется сфера совместного ведения.
Финансовая деятельность осуществляется различными методами:
 Так, при сборе денежных средств используются метод введения обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин) и метод введения добровольных платежей (займы, лотереи, пожертвования).
При распределении денежных средств используются методы финансирования, кредитования, дотирования, субсидирования и т.д.
При осуществлении расчетов применяются методы наличного и безналичного денежного обращения.
Финансовая деятельность  государства осуществляется в различных формах. Под формой финансовой деятельности понимается внешнее выражение действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, касающиеся вопросов финансовой деятельности.
По своему характеру формы делятся на правовые и неправовые. Правовые формы вызывают определенные юридические последствия, а неправовые таких последствий не вызывают.
Правовые формы устанавливают, изменяют, отменяют финансово-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений.
К правовым формам относятся:
1. Издание финансово-правовых актов.
2. Разработка и исполнение финансовых программ и планов.
3. Составление и представление финансовых отчетов.
4. Иные действия, вызывающие юридические последствия.
Наиболее распространенной формой является издание финансово-правовых актов – это решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности. Финансово-правовые акты можно квалифицировать по различным основаниям.
1. По юридическому содержанию:
а) нормативные регулируют однородную группу финансовых правоотношений и содержат правила поведения для широкого круга участников;
б) индивидуальные регулируют узкий круг финансовых правоотношений и содержат правила поведения для конкретных субъектов (например, приказ, распоряжение).
2. По юридической природе:
а) законодательные;
б) подзаконные.
3. По наименованию и органам их принимающим:
а) представительные органы – законы;
б) Президент РФ – указы, распоряжения;
в) Правительство РФ – постановления, распоряжения;
г) министерства, ведомства – постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.;
д) Центральный Банк РФ – инструкции, положения, приказы и т.д.
К неправовым формам относятся: проведение разъяснительной работы среди населения; инструктирование финансовых служб; проведение заседаний, совещаний финансовых отделов, комитетов; организация конференций; предоставление аудиторий, помещений, оборудования; организация охраны специальных финансовых объектов и осуществление иных материальных процедур.

3 вопрос
Принципы финансовой деятельности – это основополагающие начала, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности.
1. Принцип федерализма. Финансовая деятельность государства осуществляется при сочетании интересов, как Федерации, так и субъектов Федерации. Имеется сфера совместного ведения.
2. Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Основы финансовой политики закрепляются в федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты Федерации и органы местного самоуправления принимают свое финансовое законодательство. Принцип единства денежной системы означает то, что единым эмиссионным центром является Центральный Банк РФ.
3. Принцип законности заключаются в точном и строгом соблюдении всеми субъектами финансовых правоотношений норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов.
4. Принцип равноправия субъектов Федерации, заключается в том, что федеральное финансовое законодательство в равной мере распространяется на все субъекты РФ.
5. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность без вмешательства в нее государственных органов, в частности, составляют, рассматривают, утверждают и исполняют местные бюджеты, вводят на своей территории местные налоги и сборы, выпускают ценные бумаги, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия, организации и т.д.
6. Принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами государства означает, что органы исполнительной власти занимаются составлением финансово-правовых актов (например, проекта федерального бюджета) и обеспечивают их исполнение, а представительные органы их рассматривают и утверждают.
7. Принцип участия граждан РФ в осуществлении финансовой деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно Конституции РФ все граждане РФ имеют право принимать участие в управлении делами государства, в том числе в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как непосредственно, так и через своих представителей.
8. Принцип гласности заключается в освещении населения и в гласном опубликовании всех решений государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности в СМИ.
9. Принцип плановости. Финансовая деятельность осуществляется на основе планов, которые содержат конкретные задания на определенный промежуток времени.

4 вопрос
Представительные органы (Федеральное собрание) занимаются рассмотрением и утверждением законов, регулирующих финансовую деятельность; осуществляют финансовый контроль (Счетная палата) за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, контроль за деятельностью Центрального Банка РФ, назначают и освобождают от должности Председателя Центрального банка РФ и др.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование всех органов государства, в т.ч. финансовых; ежегодно принимает указы и распоряжения, касающиеся финансовой деятельности, через контрольное управление осуществляет финансовый контроль.
При Администрации Президента имеется Экспертное управление, которое занимается: анализом состояния и развития финансово-кредитных отношений; анализом федеральных законов, регулирующих финансовую сферу; подготовкой предложений по регулированию финансово-экономических отношений в государстве; подготовкой проектов указов Президента РФ, касающихся финансовой деятельности.

Правительство РФ как орган общей компетенции осуществляет регулирование и координацию деятельности всех органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, а также проводит единую государственную политику в области осуществления финансового налогового и кредитно-денежного регулирования, обеспечивает составление проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, исполнение федерального бюджета.

Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов  РФ осуществляет:
составление проекта федерального бюджета;
утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
управление средствами  Фонда национального благосостояния;
методическое руководство в области бюджетного планирования;
методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
заключение от имени РФ договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
управление государственным долгом РФ;
ведение государственной долговой книги РФ;
выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;
анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении    Федеральной налоговой службы,  Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы.
Федеральная налоговая служба  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
 Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор за:
соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;
соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей;
осуществляет проверку технического состояния игрового оборудования;
регистрирует контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями;
ведет учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
устанавливает (утверждает) формы налоговых документов.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
составляет и представляет в Министерство финансов  оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;
осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
   
  ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 
      Федеральная таможенная служба  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим  функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Федеральная таможенная служба
осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов,
контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;
обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности;
ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;
осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;
осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность;
 ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности.
       Федеральная служба по финансовому мониторингу  (подчиняется Президенту РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
 Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
осуществляет проверку доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.
       
       Центральный банк РФ.
       Банковская система РФ состоит из 2-х уровней: на верхнем уровне – Центральный банк РФ; на нижнем уровне  – все остальные кредитные организации (Внешэкономбанк, Сбербанк, коммерческие банки и другие небанковские кредитные организации).
        ЦБ РФ является органом государственного управления, осуществляющим регулирование банковской, валютной, денежной и страховой сферы.
         ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства и государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. ЦБ РФ подотчетен и подконтролен Федеральному Собранию РФ. Председатель ЦБ РФ назначается и освобождается от должности Федеральным Собранием.
         Целями и задачами ЦБ РФ являются: обеспечение покупательной способности отечественного рубля;   укрепление и развитие банковской системы РФ;  осуществление денежной эмиссии, валютного регулирования. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.
         ЦБ РФ выдает лицензии кредитным организациям; регистрирует их уставы; устанавливает порядок осуществления всех расчетно-кассовых, валютных и иных видов банковских операций.
        ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций за соблюдением ими установленных экономических нормативов и банковского законодательства.
         ЦБ РФ осуществляет валютный контроль, который заключается в контроле за соблюдением кредитными организациями порядка осуществления валютных операций.
         ЦБ РФ является органов страхового надзора, который заключается в обеспечении соблюдения страховыми организациями страхового законодательства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий