воскресенье, 11 сентября 2022 г.

Методические указания к изучению курса «Финансовое право»

Методические указания к изучению курса «Финансовое право»
Настоящая программа по дисциплине «Финансовое право России» предназначена для подготовки специалистов по направлению юриспруденция в соответствии с требованиями, отраженными в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения.
 С переходом Российской Федерации на рыночную экономику и заменой прежних методов управления новыми способами хозяйствования Финансовое право РФ выдвигается в число ведущих отраслей российского права. Финансовое право – производная  отрасль российского права, предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований (финансовые  отношения).
Финансовые отношения являются частью рыночных отношений, развитие которых обусловлено новыми процессами в экономической и социальной жизни государства, в частности, появлением различных форм собственности, расширением содержания финансовой деятельности, появлением ее новых форм и методов, предоставлением большей самостоятельности органам местного самоуправления, формированием новых специализированных государственных органов, ростом финансового законодательства и потребности в грамотных специалистах. Все эти обстоятельства определяют значение изучения курса финансового права.
Данная учебная дисциплина содержит систематизированную систему знаний об одной из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации.
«Финансовое право России» является учебной дисциплиной, изучение которой наряду с другими юридическими дисциплинами имеет важное значение для подготовки юристов высшей квалификации.
Содержание учебного курса определяется квалификационными требованиями к выпускникам – будущим специалистам в области юриспруденции (юристам).
Трудности усвоения данной дисциплины связаны с тем, что в процессе изучения финансового права встречается много экономических терминов. Прежде чем перейти к вопросам правового регулирования, необходимо провести анализ содержания экономических процессов, на первый взгляд, ненужных для юриста.
Сложности связаны также с нестабильностью, частой изменчивостью, а порой и противоречивостью финансового законодательства Российской Федерации, отсутствием достаточного учебного материала, отставанием учебников от изменений, вносимых в содержание основных институтов финансового права в соответствии с законодательными актами, принятыми после выхода учебников.
Большой объем нормативного материала представляет заметную трудность,  но в тоже время способствует приобретению навыков работы с нормативными актами.
         Участие студентов в учебном процессе является важной формой приобретения ими знаний, умений и навыков. К видам учебной работы студентов по курсу "Финансовое право" относятся: лекции, учебная самостоятельная работа, семинары, практические занятия, подготовка курсовых и дипломных работ, сдача экзамена.
Целью семинарских и практических занятий по дисциплине «Финансовое право РФ» является углубление и закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, приобретение первоначальных практических навыков работы с нормативными актами и принятия решения по конкретным вопросам. Подготовку к семинарским занятиям рекомендуется начать с повторения конспекта лекций по теме. Для более широкого освещения изучаемого вопроса следует ознакомиться с содержанием учебной литературы, а после изучить нормативный материал по данной теме. В целях более глубокого познания материала следует познакомиться с рекомендованной по теме литературой, которую необходимо законспектировать. В случае возникновения трудностей при изучении материала  рекомендуется в тетрадях для семинарских занятий сделать соответствующие записи непонятных вопросов и вынести их на дискуссионное обсуждение во время занятий.
Финансовое право преподается в различных вузах для студентов всех форм обучения в следующих целях:
- ознакомления студентов с понятием финансов и финансовой деятельности, формами и методами ее реализации, с понятием, системой финансового права, особенностями финансовых правоотношений;
- получения студентами знаний основных понятий и категорий финансового  права и основных положений действующего финансового законодательства;
          - выработки у студентов навыков пользования нормативно-правовыми актами, регулирующими финансовую сферу;
           - проверки знаний, полученных в результате самостоятельного изучения студентами рекомендуемой научной и учебной  литературы, а также основных нормативно-правовых актов.
Соответственно указанным целям строится и методика проведения семинарских (практических) занятий, базирующихся на сочетании теоретических и практических требований, предъявляемых к студентам в процессе подготовки и проведения этих занятий. Это означает, что на занятиях каждая тема изучается, как правило, в двух аспектах, а именно: в начале выявляются знания студентов по теоретическим вопросам конкретной темы, а затем решаются практические задачи с использованием соответствующего нормативно-правового материала. По отдельным темам возможны иные формы работы, не связанные с решением практических задач.
В подобных случаях обсуждение теоретических вопросов сочетается с непосредственным ознакомлением с необходимыми нормативными правовыми актами и их анализом. Этой цели способствуют конкретные вопросы и тесты, предлагаемые студентам по каждой теме;  с их помощью появляется возможность привлечь внимание студентов к углубленному изучению той или иной проблемы.
Учебно-методический комплекс исходит из того, что каждая тема, включенная в его содержание, начинается с обсуждения теоретических вопросов, т.е. с выяснения знаний студентом основных понятий и категорий соответствующей учебной дисциплины. Эти вопросы не дублируют полностью программу по изучаемому курсу. Они формируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на основных проблемах данной темы.
Методика проверки знаний студентов по теоретическим вопросам может быть разнообразной: выделение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выделения докладчиков и т.д.
Учебно-методической базой для подготовки студентов к обсуждению теоретических вопросов должны служить конспекты лекций, учебные пособия и учебники, а также рекомендуемая научная литература. Ведущий занятие преподаватель должен давать студентам четкие рекомендации относительно необходимой для подготовки того или иного теоретического вопроса специальной литературы. Целесообразно давать студентам методические советы по плану подготовки соответствующих вопросов.
Главная задача этой части семинарских (практических) занятий заключается в развитии у студентов способностей самостоятельно осмысливать важнейшие категории науки финансового права и давать им четкую юридическую характеристику.
Учебно-методическое пособие предлагает студентам основные теоретические вопросы по каждой теме. Обсуждение каждого теоретического вопроса или группы смежных вопросов должно сопровождаться итоговой оценкой преподавателя. После разрешения теоретических вопросов начинается вторая - практическая часть занятия. Ее основное содержание -решение задач (казусов), обсуждение конкретных вопросов.
Каждая практическая задача (казус), связанная с финансовой деятельностью государства или муниципальных образований, представляет собой конкретный пример совершения финансовыми органами или должностными лицами тех или других юридических действий. В условиях таких задач введены отдельные фактические данные, приводящие к тому, что то или иное юридическое действие (например, издание правового акта) становится полностью либо в определенной части дефектным, т.е. не соответствующим требованиям законности. Каждая задача сопровождается постановкой вопроса, получение ответа на который предполагает проведение студентами самостоятельного юридического анализа совершенных финансовыми органами (должностными лицами) действий.
Методика решения практических задач следующая. Ознакомившись с условиями конкретной задачи, студент должен, прежде всего, уяснить эти условия, а затем найти необходимые для поисков правильного ответа нормативные правовые акты. Внимательно анализируя содержание того или иного нормативного акта, студент получает возможность провести сопоставление между тем, как та или иная конкретная ситуация разрешена по условиям задачи и как она может и должна быть разрешена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. На этой основе и формируется ответ на поставленный вопрос. Ответ, однако, не должен быть формальным (типа "да" или "нет"). Необходимо, чтобы он содержал юридическую мотивировку, т.е. ссылку на необходимые нормы о финансовой деятельности государства или муниципальных образований, содержащиеся в нормативном акте, регламентирующем совершение действий, указанных в условиях задачи. В ответе должно быть указано конкретное нарушение правовых требований, а также названо юридически верное решение. Необходимо, чтобы ссылки на нормативный акт были аргументированы. Студент должен точно воспроизвести наименование акта и органа, его издавшего, а также указать дату и статью, в которой содержится правовая норма о финансовой деятельности, относящаяся к рассматриваемому вопросу. Так как студенты решают практические задачи в порядке выполнения домашних заданий, требуется их письменное решение. В ходе занятий могут решаться отдельные дополнительные задачи (казусы) и в устной форме.
Некоторые задачи формулируются в виде конкретных вопросов, ответ на которые возможно получить на основе анализа соответствующих нормативно-правовых актов. Например: «Входит ли в систему финансовых органов Центральный банк РФ?» Очевидно, что ответы                                                                                      такого рода вопросы при соблюдении всех ранее названных условий не требуют обязательной письменной формы. Такие вопросы целесообразно ставить перед студентами непосредственно в ходе практических занятий, хотя не исключается возможность их постановки в порядке домашнего задания. Задачи постепенно усложняются: для получения правильного ответа необходим анализ уже нескольких нормативных актов. Одновременно расширяются и навыки студентов по обращению с нормативным материалом.
Поэтому преподаватель должен постоянно обращать внимание на степень овладения студентами умения юридически правильно формулировать и мотивировать свои решения. Это тем более важно, что на занятиях перед студентами  ставится задача самостоятельно составить проект того или иного юридического документа. Конечно, прежде чем студенты придут к самостоятельному решению задач, преподаватель должен наглядно объяснить им методику их решения, для чего рекомендуется решить одну-две задачи непосредственно в академической группе. Рекомендуется также непосредственно в группе составить проект юридического документа, чтобы показать студентам, какие требования предъявляются в этом случае.
В конечном счете, как решение задачи, так и составление проектов юридических документов способствует выработке у студентов навыков, необходимых для самостоятельной подготовки в будущем юридически обоснованных решений.
В целях оказания студентам помощи в решении практических задач предлагается перечень важнейших нормативных правовых актов различной юридической силы с указанием источника их опубликования. Однако в большинстве случаев студентам предоставляется возможность самостоятельного поиска необходимых для решения казуса или ответа на конкретный вопрос правовых актов. Ориентиром для них при этом может служить новейшая учебная литература по курсу "Финансовое право", в которой, как правило, каждая позиция сопровождается отсылкой к соответствующему нормативному акту.
Перечень нормативных актов, а также литературы дается в предлагаемом учебном пособии применительно ко всем темам.
В порядке эксперимента преподаватели могут проводить отдельные занятия в виде "имитационных игр" (например, организация финансового контроля в РФ).



Комментариев нет:

Отправить комментарий