воскресенье, 1 октября 2023 г.

Тема 4. Основы бюджетного права

Тема 4. Основы бюджетного права
1. Предмет и источники бюджетного права.
2. Понятие и структура бюджетов.
3. Бюджетное устройство РФ.
4. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.



1 вопрос
Бюджетное право является подотраслью финансового права. Предметом бюджетного права является финансовые отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования бюджетных средств государства и муниципальных образований.
Отношения, урегулированные нормами бюджетного права,  называются бюджетными правоотношениями. Их можно разделить на следующие группы:
-  отношения, связанные с установлением основ и структуры бюджетного устройства;
- отношения, связанные с установлением структуры доходов и расходов бюджетов;
- отношения, связанные с разграничением полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в бюджетной сфере;
- отношения, связанные с организацией бюджетного процесса;
- отношения, связанные с осуществлением контроля за исполнением бюджетов;
- отношения, связанные с ведением бюджетного учета и бюджетной отчетностью;
- отношения, связанные с привлечением субъектов к бюджетной ответственностью и др.
Бюджетные правоотношения имеют свои особенности:
- эти отношения возникают только в процессе осуществления бюджетной деятельности государства и муниципальных образований;
 - эти отношения длятся  один год;
- круг субъектов бюджетных правоотношений узок по сравнению с финансовыми правоотношениями. Так, к субъектам бюджетных правоотношений относятся: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления; государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения.
Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений, т.к. субъект должен характеризоваться хотя бы одним из следующих признаков:
а) субъект должен участвовать в распределении доходов и расходов между  бюджетами бюджетной системы;
б) субъект должен быть участником бюджетного процесса;
в) связь субъекта с бюджетом должна поддерживаться в форме финансирования.
Источниками бюджетного права являются:
1) Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ.
2) Бюджетный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2000 г. Бюджетный Кодекс РФ закрепил: основы бюджетного устройства, состав доходов и расходов бюджетов, принципы и порядок организации бюджетного процесса, бюджетные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, ответственность за нарушение бюджетного законодательства и т.д.
3) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этому закону органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансовую деятельность – бюджетную, налоговую и др.
4) ФЗ О бюджете на  соответствующий год.
5) Законы субъектов РФ закрепляющие порядок организации бюджетного процесса на территории соответствующих субъектов". Например, Закон РД "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в РД"
6) Указы Президента РФ
7) Постановления Правительства РФ
8) Акты Министерства финансов РФ
9) Постановления Конституционного суда РФ
10) Решения органов местного самоуправления, например, "Об утверждении положения о бюджетном процессе в городском округе "город Махачкала".

2 вопрос
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В материальном смысле бюджет – это единый денежный фонд государства.
В экономическом плане бюджет – это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования бюджетных средств государства и муниципальных образований.
В правовом смысле бюджет – это финансовый план государства, оформляемый в виде закона.
Бюджет принимается ежегодно и срок действия бюджета в РФ совпадает с календарным годом.
Бюджет характеризуется следующими признаками:
- затрагивает практически все отрасли экономики и сферы государственного управления;
- бюджет является координирующим по отношению ко всем остальным планам, т.е. существует взаимосвязь между показателями бюджета и других планов;
- бюджет сводится с дефицитом и профицитом. Бюджетный дефицит – это состояние в бюджете, при котором расходы бюджета превышают его доходы.  Мерами борьбы с бюджетным дефицитом являются: выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг; установление верхнего предела бюджетного дефицита; привлечение кредитных ресурсов и др.
Профицит бюджета – это состояние, при котором доходы превышают расходы бюджета.
Структура бюджета включает доходы и расходы. Доходы бюджета можно классифицировать по различным основаниям.
1. По социально-экономическому признаку:
а) доходы от хозяйствующих субъектов;
б) доходы, получаемые от физических лиц;
в) доходы, получаемые от продажи и использования государственной собственности;
г) доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
2. По юридической природе:
а) налоговые доходы;
б) неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной платы; доходы от передачи имущества в доверительное управление; плата за пользование бюджетным кредитом; доходы в виде прибыли от участия государства в уставном капитале хозяйствующих субъектов; доходы в виде прибыли государственных унитарных предприятий и др.);
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;  
- средства, полученные в результате применения гражданско-правовой и уголовной ответственности, в  т.ч. штрафы, конфискации, компенсации;
в) безвозмездные поступления: дотации, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты.
3. В зависимости от порядка и условий зачисления в бюджет:
а) закрепленные доходы – это доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом в твердо фиксированной форме на постоянной основе;
б) регулируемые доходы – это доходы, утверждаемые в виде процентных отчислений по определенным нормативам за соответствующими бюджетами по решению вышестоящих органов власти. В отличие от закрепленных доходов перечень и размеры регулирующих доходов утверждаются ежегодно.
Закрепленные и регулируемые доходы составляют собственные источники доходов любого бюджета, что позволяет самостоятельно определять целевое назначение расходов бюджета.
в) финансовая помощь оказывается в виде предоставления дотаций, субвенций, субсидий.
Дотация – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе без установления направлений  их использования.
Субвенция – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Финансовая помощь заранее планируется на стадии составления бюджетов.
г) бюджетный кредит – это денежные средства, выделяемые одним бюджетом другому на условиях возвратности, срочности и возмездности. Бюджетный кредит используется в процессе исполнения бюджета в отличие от финансовой помощи, которая заранее планируется.
Расходы бюджета согласно бюджетной классификации группируются по следующим признакам:
1. По функциональному признаку (в зависимости от функции государства):
а) расходы на решение общегосударственных задач (расходы на содержание Администрации Президента РФ, на содержание Аппарата Правительства РФ, на функционирование законодательных органов, на судебную систему, на формирование материального резерва, на проведение референдумов, выборов, на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, на международное сотрудничество и т.д.);
б) расходы на национальную оборону;
в) расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
г) расходы на национальную экономику;
д) расходы на ЖКХ;
е) расходы на охрану окружающей среды;
ж) расходы на образование, науку
з) расходы на культуру, кинематографию, СМИ;
и) расходы на здравоохранение, физическую культуру, спорт;
к) расходы на социальную политику;
л) расходы на межбюджетные трансферты.
2. По экономическому признаку расходы сведены в экономические категории, что позволяет выделить следующие группы расходов:
а) текущие расходы (это расходы, связанные с выдачей зарплаты, стипендий, пенсий, пособий, на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального комплекса, финансирование образования, здравоохранения и т.д.);
б) капитальные расходы – это расходы, направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности, т.е. капиталовложений в производство, на расширение производства, на открытие новых отраслей промышленности и т.д.
В условиях бюджетного дефицита в первую очередь финансируются текущие расходы, в потом расходы развития.
3. По ведомственному признаку расходы распределяются по отдельным министерствам и ведомствам. Такая классификация используется только в отношении федерального бюджета.
Формами осуществления расходов являются:
-  финансирование;
-  кредитование;
-  дотирование;
-  субсидирование;
-  инвестирование и т.д.

3 вопрос
Согласно Бюджетному кодексу РФ под бюджетным устройством понимается структура бюджетной системы и принципы ее организации.
Бюджетная система определяется государственным устройством. Так, в РФ бюджетная система состоит из 3 уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
В унитарном государстве бюджет состоит из 2 уровней:
- государственный бюджет
- местные бюджеты.
К принципам бюджетного устройства относятся:
1. Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единой бюджетной документацией, единой системой органов, осуществляющих бюджетную деятельность, единой денежной системой, бюджетной политикой и т.д.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов за бюджетами бюджетной системы.
3. Принцип самостоятельности определяется наличием у каждого бюджета собственных источников доходов, что позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять направления расходов. Самостоятельность заключается также в самостоятельном организации бюджетного процесса, самостоятельном применении мер по сбалансированию бюджета и т.д.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий субъектов РФ, муниципальных образований с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита означает, что все доходы, расходы и источники финансирования бюджетного дефицита в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Принцип совокупного покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с конкретными доходами бюджета, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе о бюджете.
7. Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
8. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
9. Принцип прозрачности (открытости) заключается в том, что бюджетная деятельность осуществляется гласно, т.е. все решения государственных органов и органов местного самоуправления, касающиеся бюджетной деятельности, освещаются в СМИ.
10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. Принцип подведомственности расходов бюджета заключается в том, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) в ведении которых они находятся.
13. Принцип единства кассы означает, что все бюджетные поступления и все бюджетные отчисления осуществляются с единого бюджетного счета.

4 вопрос
Бюджетные полномочия – это права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализуемые в бюджетной сфере.
Бюджетные права РФ можно разделить на 2 группы.
1) Бюджетные права как суверенного самостоятельного государства:
- право на установление основ бюджетного устройства;
- право на установление основ и порядка организации бюджетного процесса;
- права на утверждение структуры доходов и расходов бюджетов;
- право на разграничение полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в бюджетной сфере;
- право на установление порядка использования бюджетных средств;
- право на установление мер по сбалансированию бюджетов;
- право на установление порядка предоставления финансовой помощи из бюджетов;
- право на установление порядка предоставления бюджетных кредитов;
- право на установление порядка формирования бюджетных фондов в составе бюджетов;
- право на установление порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
- право по установление порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
- право на установление порядка осуществления бюджетного контроля и т.д.
2) Права по отношению к собственному бюджету и к бюджетам нижестоящих территориальных уровней:
- право на свой бюджет;
- право на закрепленные доходы;
- право на установление регулируемых доходов;
- право на составление, рассмотрение федерального бюджета;
- право на создание целевых бюджетных фондов в составе федерального бюджета;
- право на установление верхнего предела дефицита и размера профицита;
- право на самостоятельное определение расходных статей федерального бюджета;
- право на составление консолидированного бюджета;
- право предоставления бюджетных кредитов;
- право на оказание финансовой помощи;
- право на осуществление контроля за исполнением федерального бюджета;
- право на подготовку отчета об исполнении федерального бюджета и т.д.
Бюджетные права субъектов РФ и органов местного самоуправления аналогичны бюджетным правам РФ второй группы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий