среда, 15 мая 2024 г.

Тема 9. Международное страховое право

 

ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СТРАХОВОЕ ПРАВО

1.     Предмет МСП

В большинстве развитых государств мира совокупность действующих законодательных актов, касающихся страховой деятельности национальных и зарубежных страховых компаний, стала настолько разнообразной, что возникла необходимость в их "кодификации" путем "группировки" национальных правовых норм, выключая нормы о страховании с иностранным элементом, и их унификации в международном страховом праве.

На этот процесс активно влияют нормативные правовые документы (рекомендации, принципы, стандарты, типовые акты, обычаи), формирующиеся в рамках авторитетных международных организаций, таких как ОЭСР (унифицированные нормы по координации и контролю деятельности страховых компаний стран – членов ОЭСР); ЮНЕСКО (социальные стандарты страхования), ВОЗ (нормы и принципы обязательного и добровольного медицинского страхования), МТП (типовые коммерческие контракты страхования имущественных рисков), Международная ассоциация страховых надзоров (MACH) (принципы организации национальных страховых надзоров); МВФ (рекомендации по страхованию рисков несостоятельности банков и страхованию стабильности валютной системы); Базельский комитет по банковскому надзору (стандарты управления страхованием финансовых рисков).

Деятельность страховых компаний, занимающихся прямым страхованием, регулируется и контролируется государством во всех странах ОЭСР. Международные правовые нормы ОЭСР и MACH определяют, чтобы страховой надзорный орган контролировал имущественный статус и деятельность страховой компании. По классификации ОЭСР выделяются несколько основных объектов правового регулирования международными унифицированными нормами в сфере страхования:

1) жизнь; здоровье, пенсионное и социальное обеспечение;

2) имущество и имущественные интересы;

3) страхование ответственности на транспорте, при перевозках, от несчастных случаев;

4) гражданско-правовая ответственность и перестрахование;

5) страхование финансовых рисков;

6) страхование риска занятости и несостоятельности и др.

Международное страховое право  - это совокупность международных и национальных норм, регулирующих международные частноправовые имущественные отношения, связанные с выплатой денежной компенсации за причиненный вред (ущерб) специальными субъектами гражданско-правовых отношений, страховыми организациями, с которыми субъекты, подверженные имущественным и иным рискам, заключают договоры страхования.

Предметом международного страхового права являются правовые отношения компенсационного, денежного характера, возникающие между субъектами (застрахованными лицами, страхователями и страховщиками), физическими и юридическими лицами в связи с возникновением договорных обязательств по возмещению ущерба из причинения вреда вследствие действия и события.

Система международного страхового права представляет собой совокупность международных и национальных унифицированных норм, принципов, обычаев, направленных на предупреждение негативных последствий риска или опасности претерпеть материальный ущерб. Нормы международного страхового права отражают обязательственные отношения субъектами с иностранным элементом.

Целью международного страхового права является установление унифицированных норм контрактов между договаривающимися сторонами, признаваемых обычными в различных государствах, которые защищают застрахованных и страхователей от нарушения их имущественных интересов. Если стороны не выбрали национальное договорное право, то они могут руководствоваться международными нормами и обычаями договорной практики страхования. Например, в ЕС значительная разница в правовом развитии судебной практики "тормозит" гармонизацию в области страхового договорного права, тем не менее в ЕС были приняты директивы, которые компенсировали отсутствие гармонизированного страхового права.

Международно-правовое регулирование, включающее нормы, принципы и обычаи страховой деятельности, развивается по следующим направлениям:

1. Усиливается внимание государств и международных организаций к типовым договорам "перестрахования", унифицированным международным стандартам уставного капитала и активов перестраховщиков. Содержание регулирования и надзора за деятельностью страховых компаний, занимающихся исключительно перестрахованием, различаются в зависимости от страны.

2. Анализ национальных норм различных государств по правовому обеспечению перестрахования отражает необходимость усиления надзора за перестрахованием на национальных и международных товарных и финансовых рынках. Некоторые страны требуют лицензирования перестраховщиков и в некоторой степени делают их объектом текущего контроля, часто ограниченного, требуя предоставления отчетов для проверки.

3. В международной практике большое распространение получают унифицированные нормы-принципы и типовые контракты по страхованию MACH, включающие профессиональные и имущественные требования к страховщикам и перестраховщикам.

Например, в США контроль за деятельностью перестраховщиков постоянно усиливается. Во многих штатах деятельность иностранных перестраховщиков должна быть лицензирована, и перестраховщики обязаны депонировать определенную часть активов и предоставлять отчеты для проверки. Деятельность профессиональных перестраховщиков-нерезидентов не подвергается контролю в Бельгии, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, Польше, Швеции и Швейцарии.

3. Рекомендации международных организаций, касающиеся вопросов унификации норм в страховой деятельности, включают положения о регулировании деятельности "страховых посредников". Регистрация "страховых агентов" распространена в странах – членах ОЭСР, так как обычно страховщик несет ответственность за деятельность агентов, занимающихся для него посредничеством (Бельгия, Исландия, Италия, Япония, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Португалия, Испания).

4. В мировой практике приняты правовые требования относительно регистрации "страховых брокеров". В большинстве стран делается различие между регулированием деятельности агентов и брокеров. Причиной этого является то, что агенты непосредственно нанимаются контролируемыми страховщиками, что означает "подконтрольность" агентов. Более того, как правило, страховщики несут правовую ответственность за действия своих агентов, что означает определенную защиту страхователей.

5.Международно-правовое регулирование рынка "торговли страховыми услугами" занимает особое место в системе международного страхового права, поскольку имеет более длительный период унификации по сравнению с другими нормами, например перестрахованием. За последние десятилетия наблюдается значительная либерализация регулирования экспорта-импорта страховых услуг.

Деятельность зарубежных страховых компаний, которые не открывают самостоятельного подразделения на территории данной страны и имеют лицензию в стране регистрации на осуществление определенных видов страхования, таких как морское, авиационное и другие виды транспортного страхования, не является объектом надзора в принимающей стране. В некоторых странах экспорт-импорт страховых услуг разрешен при условии, что сделка совершается по инициативе страхователя, резидента данной страны или при получении им контракта по почте (Дания, Германия).

6. В таких странах, как Австралия, Германия, Греция, Республика Корея, Люксембург, Нидерланды, Польша, Швеция, Турция, Великобритания, США, для страхования иных видов, чем страхование жизни (Франция, Италия, Япония, Мексика, Португалия и Испания), страхователь может заключить контракт с иностранной страховой компанией, не имеющей ни подразделения на территории данной страны, ни лицензии, при условии, что местные компании не страхуют данный риск.

В соответствии с требованиями MACH лицензирование является основным средством предотвращения появления на рынке страховых компаний с "нестабильным финансовым положением". Если страховая компания отвечает необходимым требованиям, то в большинстве стран ей дается право на получение лицензии. Решение должно приниматься в течение определенного периода времени (практически во всех странах установлен период в шесть месяцев со дня подачи заявки). Как правило, список страховщиков, которым была выдана лицензия, официально публикуется. Если компании было отказано в получении лицензии, то она может обратиться в суд.

7. Международно-правовое регулирование обеспечения стабильности страховых компаний связано с ограничениями на участие страховых компаний в "финансовых конгломератах". В соответствии с принципами страхового надзора MACH национальные органы надзора имеют право запретить участие страховщика в финансовом конгломерате.

8. Международное страховое право ограничивает "смешение" страховой и иных видов деятельности. Страховые фонды для выплат требований по видам страховых договоров не должны подвергаться риску со стороны непрогнозируемых рисков деятельности компании. Например, во всех странах – членах ОЭСР страхование жизни отделено от иных видов с тем, чтобы один вид страховой деятельности не мог быть использован для поддержки другого. Что касается резервов по страхованию жизни, то лицензия на осуществление страхования жизни включает в себя разрешение на осуществление некоторых других видов страхования, являющихся дополнительными по отношению к страхованию жизни (например, от несчастных случаев и от болезней наравне со страхованием жизни). Такое разрешение характерно для всех стран ЕС и Швейцарии. Но обязательным требованием при этом является раздельное управление для страхования жизни и других видов страхования. Одновременное страхование жизни и других видов рисков разрешено лишь в нескольких странах (Мексика).

9. Унифицированные нормы международного страхового регулирования развиваются в сфере установления общих критериев, бухгалтерского учета (составление начального балансового отчета, подтверждение наличия необходимого минимального капитала); технических условий (регистрация ставок страховой премии и предоставление технических баз расчета в надзорные органы для информации), а также требований к менеджменту. Помимо собственного капитала страховой компании международные требования включают необходимость обеспечения платежеспособности страховых компаний и создания "стабилизационных", "страховых" фондов. При этом собственный капитал должен находиться в постоянном распоряжении страховой компании, в то время как стабилизационные или страховые фонды накапливаются постепенно.

10. Международно-правовое регулирование страховой деятельности учитывает гарантии, когда "финансовые резервы" страховой компании обеспечивают готовность компании выплатить страхователю по своим обязательствам.

Определенные трудности возникают в связи с гармонизацией национальных и международных норм в сфере ликвидации страховой компании, поскольку условия процедур ликвидации страховщика и восстановления его в правах определяются по-разному. Также существует разница в отношении расположения кредиторов в порядке очередности.

Под ликвидацией понимают ликвидацию всей деятельности компании, которая может проводиться на добровольной или обязательной основе. Например, в большинстве стран ЕС решение ликвидировать компанию по требованию кредиторов является компетенцией суда, которым назначается ликвидатор (в некоторых странах – надзорным органом). Ликвидация прекращается, когда компания удовлетворила все претензии, и если имеющихся средств недостаточно, чтобы удовлетворить претензии всех кредиторов, компания объявляется неплатежеспособной. Страховая компания остается под надзором до прекращения ликвидации.

 

2.     Современные договоры страхования финансовых рисков

Развитие страхования кредитных, валютных, расчетных, фондовых рисков в международной финансовой деятельности способствовало возрастанию роли института страхования финансовых рисков на рынке ценных бумаг и финансовых услуг.

Международная значимость страховых отношений обусловлена наличием следующих факторов:

- многообразием страховых правоотношений;

- ростом числа судебных споров о применении понятий договоров страхования финансовых рисков;

- пробелами в законодательстве, регулирующем правовые отношения в сфере страхования.

Страхование участниками договорных отношений материальных ценностей (денежных и иных имущественных средств), которые он может потерять в результате предпринимательских (финансовых) рисков, является целью большинства договоров страхования финансовых рисков.

Проблемы правового регулирования страхования финансовых рисков на рынке ценных бумаг и финансовых услуг являются достаточно новыми и малоразработанными для российской правовой науки и практики.

О договорном страховании финансовых рисков речь идет тогда, когда одно лицо, предоставляя по договору другому лицу определенные материальные блага, при условии получения вознаграждения через определенный период, может быть подвержено риску неполучения, утраты или уменьшения стоимости обещанного по договору вознаграждения. Наиболее ярким примером, отражающим особенности правоотношений страхования финансовых рисков, являются финансовые риски неисполнения различных видов заемных обязательств.

Правоотношения страхования финансовых рисков обусловлены следующими особенностями операций на финансовых рынках.

Во-первых, возрастает значение страхования финансовых рисков неисполнения заемных обязательств.

Во-вторых, постоянная потребность хозяйствующих субъектов в кредите повышает опасности возникновения финансовых рисков на разных этапах осуществления заемных операций как особого вида предпринимательской деятельности.

В-третьих, кредитная организация, располагающая большим капиталом, должно иметь юридические гарантии эффективности выдачи кредитов регулярно и на возмездной основе, что требует страхования риска невозврата кредита.

В-четвертых, увеличивается число видов финансовых услуг, количество договоров на рынке ценных бумаг, активизируется страховая и инвестиционная деятельность страховых компаний, растет число профессиональных и непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

В-пятых, усиливаются меры государственного регулирования надзора и контроля за страхованием и оборотом финансовых средств, влияющие на договорные отношения в сфере страхования.

В международной практике распространены следующие виды договоров страхования.

Договор страхования в отношении целого комплекса финансовых рисков на рынке финансовых услуг

Это договор страхования, по которому могут быть застрахованы многие риски банка: риск утраты или повреждения находящегося в пути имущества банка (при инкассаторских перевозках и т.п.); риски, связанные с фальшивой валютой, поддельными ценными бумагами; риски ущерба, причиненные противоправными действиями третьих лиц (кража, разбой, грабеж); риски, связанные с нечестностью работников банка (когда действия работников были совершены с явным намерением получить личную незаконную выгоду) и т.п.

Договор страхования финансовых рисков банка

Чаще всего это финансовый риск, связанный с невозвратом кредитных средств (в том числе и по договорам межбанковского кредита), с неоплатой купленных банком векселей и т.п.

В договоре страхования, по которому страховщик обязуется возместить банку сумму невозвращенного кредита (стоимость неоплаченного векселя и т.п.), а также неполученные проценты, сочетаются сразу два вида страхования:

- страхование финансового риска как компенсация потерь доходов (неполученные проценты);

- страхование имущества (здесь объектом страхования является сумма выданных и невозвращенных банку кредитных средств).

Договоры страхования в отношении рисков, связанных с невозвратами кредитных средств

В таких случаях заключаются договоры страхования ответственности заемщика за непогашение кредита - договоры, имеющие весьма скандальную репутацию.

Договор страхования наличных денег в кассе банка и ценностей, находящихся в хранилище банка

Договор касается денежных средств, величина которых ежедневно и даже несколько раз в день меняется. Отсюда особенности определения страховой суммы. При страховании наличности в кассе банка страховая сумма определяется сторонами, исходя из лимита остатка операционной кассы, установленного банку соответствующим управлением ЦБ России. При страховом случае (пожаре, ограблении и т.п.) сумма ущерба определяется в соответствии с приходными документами, записями в лицевых счетах клиентов и данными кассового журнала банка, где ежедневно фиксируется остаток наличности в кассе банка.

Договор страхования ценностей, принимаемых банком на хранение (ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, иных драгоценных вещей и документов)

Страховая сумма обычно выражает максимально возможную для банка стоимость имущества, находящегося в хранилище. Размер страхового возмещения будет определяться исходя из стоимости ценностей, находящихся на момент наступления страхового случая в хранилище банка, и из размера убытка.

Договор инкассаторского страхования

Это страхование перевозки наличных денег, драгоценных металлов и т.п. При страховании инкассаторских перевозок могут применяться обычные условия страхования грузов, страховая же сумма может определяться сторонами различным образом. Она может устанавливаться сторонами отдельно на каждую перевозку наличных денег, или же банку может выдаваться генеральный полис с общей страховой суммой: по такому полису считаются застрахованными все суммы наличных денег, перевозимых банком в течение определенного периода (срока действия договора страхования). По каждой инкассаторской перевозке банк должен будет сообщать страховщику все необходимые сведения о перевозке: номер автомашины, на которой осуществляется перевозка; сумму перевозимых денег (страховая сумма одной перевозки); путь следования. Банк обязан сообщать сведения своевременно и точно. При передаче страхователем намеренно неверной информации банк вправе отказать в страховой выплате.

Заключив договор страхования инкассаторских перевозок, банк не освобождается от обязанности строго соблюдать правила инкассации, в противном случае страховщик вправе отказать в страховой выплате.

Договор страхования компьютерных и технических рисков банка

Данный вид страхования предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам вызванных следующими событиями: остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий; банкротство; непредвиденные расходы; неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; понесенные застрахованным лицом судебные расходы; иные события.

Договор страхования банка от финансовых рисков "простоя"

Страховые компании в качестве страховых событий в этом виде страхования признают простой банка по причине пожара, выхода из строя банковской компьютерной системы, отключения электроэнергии, террористического акта и т.п., а также упущенный вследствие такого простоя доход банка.

Страхованием покрываются неполученные доходы, которые банк получил бы за определенный период его нормального функционирования. Упущенный доход банка определяется на основании отчетных документов банка и специальных расчетов. По дополнительному соглашению может быть застрахован финансовый риск банка, связанный с непредвиденными расходами (дополнительными затратами), необходимыми для снижения сроков простоя (затраты на ремонт, наладку компьютерных банковских систем, покупка дополнительного оборудования, оплата сверхурочных работникам и т.п.).

Договор страхования портфельных инвестиций (купли-продажи портфельных ценных бумаг)

Сюда включается:

- страхование финансовых рисков в брокерской деятельности по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

- страхование финансовых рисков в дилерской деятельности по сделкам купли-продажи ценных бумаг или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;

- страхование финансовых рисков в деятельности по управлению ценными бумагами - управляющий в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Договор страхования финансового риска неоплаты долговых ценных бумаг

Имеется в виду:

- страхование финансовых рисков (риски ошибок, мошенничества, неточной информации и др.) в клиринговой деятельности по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетах по ним;

- страхование финансовых рисков в депозитарной деятельности - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

- страхование финансовых рисков в деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;

- страхование финансовых рисков в деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Договор страхования ответственности служащих банков

Страхование финансовых рисков, могущих возникнуть вследствие небрежности, ошибки, неумышленно допущенной ошибки служащим банка, перед клиентами.

Банковские служащие - лица, работающие в банке, как правило, по трудовому договору (контракту), и на них распространяются нормы о материальной ответственности, установленные ТК РФ. Говорить о полной материальной ответственности служащих можно только в случаях, исключительный перечень которых установлен ст. 243 ТК РФ. В иных случаях ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный вследствие действий сотрудника, несет банк. К сотруднику же могут быть применены правила об ограниченной имущественной ответственности, которыми, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность ограничивается размером среднего месячного заработка работника.

По договору страхования ответственности служащего убытки банка, причиненные "ошибкой" сотрудника банка, не будут возмещены страховщиком, так как застрахована была ответственность служащего, ограниченная в данном случае его среднемесячным заработком. Потому банку гораздо выгоднее страховаться от риска убытков, могущих наступить вследствие нечестности и (или) ошибки работников банка.

 

3. Международно-правовые принципы страхового надзора

В 1994 г. при участии России основана Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН). Сейчас ее членами являются более ста страховых надзорных служб всего мира. Первоначально задачей МАСН провозглашалось содействие сотрудничеству между страховыми надзорами, прежде всего облегчение обмена информацией. Однако достаточно быстро оказалось, что без определенной гармонизации законодательства о надзоре и практике надзорных органов нельзя достичь консенсуса, необходимого ввиду интернационализации страхового бизнеса. Перед МАСН встала задача содействовать такой гармонизации путем разработки основных принципов, стандартов и рекомендаций.

МАСН стала всемирно признанной организацией, устанавливающей стандарты в сфере страхового надзора.

Для каждого принципа ICP установлены критерии, которыми государственный надзорный орган должен неукоснительно руководствоваться в своей деятельности. Документ имеет следующие разделы:

- общие предпосылки эффективного страхового надзора;

- система надзора;

- поднадзорные предприятия;

- текущий надзор;

- правила надзора, основывающиеся на принципе осторожности;

- поведение на рынке и защита потребителей;

- информация, разъяснение и открытость;

- мошенничество;

- борьба с отмыванием денег и терроризмом.

ICP могут применяться как к страховым, так и перестраховочным компаниям. Они действительны для всех участников страховых отношений, независимо от того, занимаются ли они страхованием или перестрахованием.

ICP действительны для всех стран мира, независимо от того, относятся ли они к развитым или развивающимся странам.

Предпосылки для эффективного страхового надзора ICP-1

Страховой надзор может успешно проводиться только при наличии политического климата, обеспечивающего финансовую стабильность для страхового бизнеса (впрочем, как и для всех остальных услуг финансового направления). Кроме того, для надзора должны быть созданы институциональные и законодательные общие рамочные условия, должна существовать хорошо развитая и эффективная инфраструктура финансовых рынков, и вообще финансовые рынки должны быть эффективными.

Система надзора (ICP 2 - 5)

ICP-2 выдвигает требование о том, чтобы в законе были четко закреплены важнейшие цели надзора. Не должно сложиться впечатление, что эти цели подвержены произвольным изменениям в зависимости от политической конъюнктуры. Это призвано очертить границы ответственности страхового надзора, обеспечить его предсказуемость для страховщиков, сделать прозрачными для общественности и помочь страхователям понять, какие именно надежды могут они связывать с деятельностью страхового надзора. ICP-2 исходит из того, что в законе будет закреплено несколько целей.

Основная цель заключается в защите страхователей. Если надзору поставлено несколько целей, то он должен следить за тем, чтобы эти цели не противоречили друг другу и не вызывали конфликта интересов, иначе ему надлежит добиваться изменения закона.

Наибольшее значение для системы надзора имеет ICP-3, который посвящен самому надзорному органу. Он должен располагать адекватными инструментами надзора, правовой зашиты и достаточными финансовыми ресурсами для того, чтобы иметь возможность выполнить свои задачи. Это независимый и предсказуемый в отношении исполнения своих функций и использования инструментов надзора орган, способный нанять, обучить и сохранить персонал в достаточном количестве и высокого профессионального уровня; а также обеспечить конфиденциальность информации.

В законе должно быть четко установлено, кто отвечает за страховой надзор. Это могут быть и несколько структур (например, министерство и орган страхового надзора). Закон призван обеспечить надзорному органу право отдавать распоряжения и издавать директивы. Процесс назначения и смешения с поста руководителей надзорного органа должен быть урегулирован и прозрачен для третьих лиц. Необходимо, чтобы Положения надзорной службы и ее сотрудников обеспечивало им возможность выполнять свои задачи без давления со стороны политических кругов, правительства и страховых компаний. Надзорная служба независима и в бюджетном отношении (достаточность средств для эффективной работы). Сюда относится также возможность нанять и сохранить персонал в достаточном количестве и высокого профессионального уровня, а при необходимости привлечь экспертов со стороны для решения определенных задач.

Согласно ICP-4 процесс надзора должен быть открытым и предсказуемым. Процедурные правила, принципиальные вопросы надзора, важные решения надзорного органа, общие указания, рекомендации, критические замечания и т.п. должны быть доведены до общественности и актуализированы. Следует предусмотреть возможность обжалования решений надзорных органов через суд. Надзорная служба минимум раз в год должна докладывать о своей работе.

ICP-5 требует, чтобы надзорной службе на законодательной основе предоставлялась возможность осуществлять сотрудничество со своими коллегами в других странах в деле надзора, например за предприятиями, осуществляющими трансграничную деятельность, причем даже в тех случаях, когда нет двустороннего международно-правового соглашения, регулирующего этот вопрос. Надзорные службы должны быть наделены правом заключения соглашения (меморандум о соглашении) с другими государственными службами. При этом наличие такого меморандума не является необходимым условием признания такого сотрудничества удовлетворительным. ICP-5 распространяется на сотрудничество, как на международном, так и на национальном уровне, причем имеются в виду службы, надзирающие за всеми финансовыми институтами.

Важнейшим методом сотрудничества является обмен информацией, чему часто противостоит обязанность сохранения служебной тайны. В этом вопросе национальные законодатели во всех странах должны обеспечить необходимые предпосылки для беспрепятственного и оперативного обмена информацией. Работник надзорной службы, передающий информацию, должен быть уверен в том, что и его коллега, получающий эту информацию, также будет соблюдать правила сохранения тайны и использовать ее только в служебных целях.

Поднадзорная страховая компания (ICP 6 - 10)

ICP-6 регулирует вопросы лицензирования страховых компаний. Любая страховая компания должна получить лицензию, прежде чем приступить к деятельности. Следовательно, лицензия нужна также перестраховочным компаниям.

Иностранные страховые компании могут действовать в других странах через дочернюю компанию, филиал или в рамках оказания сервисных услуг за рубежом. При этом вопрос о том, каким путем им идти, и требуется ли им в данной стране лицензия, регулируется законодательством принимающей страны. Дочерней компании всегда требуется лицензия, так как в принимающей стране она выступает самостоятельным юридическим лицом. Филиалам, как правило, также требуется лицензия в принимающей стране (в отличие от положения внутри ЕС). Согласно законодательству некоторых стран компании, которая оказывает сервисные услуги за рубежом, лицензия принимающей стороны не требуется. Достаточно разрешения на проведение страховой деятельности, выданного национальной надзорной службой.

Иностранные страховщики обязаны, независимо от того, требуется им лицензия или нет, представить надзорной службе принимающей страны справку службы своей страны о том, что у себя дома они допущены к страховой деятельности по тем видам страхования, по которым они собираются действовать также в принимающей стране. Кроме того, они должны представить подтверждение надзорной службы своей страны о платежеспособности и выполнения ими всех требований родной страны по страховому надзору. Принимающая страна может и не требовать представления такого подтверждения и других документов, если страховщик собирается действовать в рамках оказания сервисных услуг за рубежом.

Возможный отказ в выдаче лицензии предполагает наличие обоснования. В качестве возможных причин отказа, наряду с невыполнением критериев, необходимых для получения лицензии, фигурируют недостаточная платежеспособность в перспективе и наличие организационных структур, затрудняющих эффективную работу.

ICP-7 гласит, что акционеры или собственники компании, члены правления, аудиторы должны быть надежными и профессионально пригодными. Эти требования касаются как процесса получения лицензии, так и текущего надзора. Страховщики обязаны доказать надзорной службе выполнение этих требований. Если указанные лица занимают несколько должностей в компании, то надзорная служба должна вмешаться, так как существует конфликт интересов. Компании обязаны известить надзорную службу, если вышеназванные лица больше не удовлетворяют требованиям в отношении надежности и профессиональной пригодности.

Законодателю необходимо предусмотреть возможности вмешательства надзорной службы в случае, если собственники компании больше не будут удовлетворять названным требованиям. Это положение должно распространяться и на других лиц при тех же, естественно, условиях.

Кроме того, надзорная служба должна иметь возможность контроля в случае смены собственника страховой компании и передачи портфеля страховых договоров (ICP-8). Приобретение существенной доли акций в страховой компании необходимо согласовать с надзором. Понятие "существенной доли" определяется законодателем. К смене владельца приравниваются передача прав голоса или передача права назначения членов правления страховой компании.

Надзорная служба должна запретить такое изменение, если оно ставит под угрозу интересы страхователей, предварительно проверив, имеется ли у нового собственника достаточно ресурсов для обеспечения минимального уровня платежеспособности, насколько он в состоянии в случае необходимости мобилизовать дополнительный капитал и т.п.

Предварительное согласие надзорной службы необходимо и при передаче портфеля договоров страхования. В этом случае проверяется способность компании соблюдать интересы страхователей и в дальнейшем.

ICP-9 детально регулирует требования к корпоративному управлению страховых компаний. Страховой надзор должен следить за тем, чтобы страховщик соблюдал общие стандарты, действующие для любых предприятий, точно так же, как и специальные стандарты, действующие в страховом бизнесе. В отдельности установлены права и обязанности в этой сфере членов правления: соблюдение законодательства и стандартов о корпоративном управлении, определение политики и стратегии компании, включая контроль и анализ результатов, риск-менеджмент, внутренний аудит со стороны аудиторов, механизмы внутреннего контроля, правила урегулирования конфликтов, делегирование принятия решений, справедливое обращение с клиентами, этика поведения, обмен информацией и сотрудничество с надзорной службой и т.п.

Второй уровень руководства осуществляет управление текущими делами с учетом указаний членов правления и требований законодательства, передает правлению предложения и рекомендации с просьбой об утверждении, предоставляет ему необходимую информацию для того, чтобы он смог проверить и при необходимости изменить деловую политику и стратегию компании.

Вопросы внутреннего контроля регулирует ICP-10. Надзорная служба должна проверять наличие и функционирование режима строгого внутреннего контроля у страховщика. В данном документе детально рассматриваются те вопросы, на которые правление должно обратить внимание в связи с внедрением и осуществлением системы внутреннего контроля.

Надзорная служба, в первую очередь, должна обратить внимание на то, чтобы внутреннему аудитору обеспечивался свободный доступ к любому отделу компании, с целью проверки также операций, исполнение которых перенесено в другие места, чтобы он был независим и достаточно энергичен в отстаивании своих рекомендаций перед лицом представителей второго уровня менеджмента и добивался их осуществления, имел в своем распоряжении необходимый по численности и квалификации персонал и владел методикой, позволяющей ему выявить основные риски компании.

Следует обеспечить возможность доступа надзорной службы к отчетам внутреннего контроля.

Текущий надзор (ICP 11 - 17)

Впервые анализ рынка является предметом ICP-11.Согласно ICP-11 задачей надзорной службы являются наблюдение и анализ всех факторов, которые могут сказываться на страхователях и страховых рынках. Он должен сделать выводы и при необходимости адекватно реагировать на ситуацию.

Различают количественные и качественные исследования. При количественных рассматриваются увеличение и снижение суммы взносов, страховые компании, динамика рентабельности страховщиков, инвестиционная политика, новые продукты на рынке и т.п. Качественный анализ учитывает, например, новые законопроекты, которые могут влиять на страховой бизнес.

Надзор должен иметь в виду не только прошлое, настоящее, но и будущее. Например, если отмечается усиление признаков спада котировок на фондовых рынках, то надзорный орган должен предложить страховым компаниям, испытывающим недостаток свободного капитала, чтобы они смогли выдержать длительный спад, продать свои пакеты акций. Кроме того, страховой надзор должен предоставлять страховым компаниям и другим заинтересованным лицам агрегированные статистические данные.

Внутренняя финансовая отчетность регулируется ICP-12. Законодатель должен позаботиться о том, чтобы надзорной службе вовремя предоставлялась информация, необходимая для осуществления эффективного надзора. Надзору следует решить, в каком виде и с какой периодичностью следует предоставлять эту информацию, которая также должна касаться не только прошлого, но и будущего.

Надзорная служба регулярно должна проводить проверки на местах для того, чтобы выявить возможные нарушения страховой компанией требований законодательства или нормативных актов о надзоре (ICP-13).

Предметами таких проверок являются внутренние системы контроля, разработка и внедрение страховых продуктов и тарифная политика компании, политика в вопросах перестрахования, методы расчета и проверки технических резервов, соблюдение правил корпоративной культуры, методы информирования и консультирования клиентов, урегулирование ущерба и т.п. Не в последнюю очередь проведение проверок на местах помогает сотрудникам надзорной службы получить представление о том, соответствует ли руководящий состав компании требуемым характеристикам пригодности для такой работы.

Местные проверки должны охватывать также выделенные функции. Надзорная служба вправе поручить проведение проверок на местах третьим лицам, если ее собственного персонала недостаточно.

Согласно ICP-14 надзорная служба обязана заблаговременно применять превентивные и корректирующие меры. При этом на первом этапе необходимо попытаться решить проблему мирным путем в ходе ее обсуждения с правлением компании. Если это не дает результата, то следует использовать, например, инструмент административного акта в качестве предусмотренной законом возможности исправления ситуации.

В ICP-15 приведен примерный перечень этих корректирующих инструментов. Например, надзорный орган может распорядиться об ограничении деятельности компании, запрещении деятельности, передаче управляющему или замораживании помещенного капитала, отзыве лицензии, снятии с должности членов правления или замене их особыми уполномоченными и т.п.

Надзорная служба может добиваться проведения этих мер принудительным образом. Кроме того, она может наложить денежные штрафы на компанию или лицо, нарушившее требования закона.

Существенным представляется положение о том, что надзорная служба должна располагать инструментами, обеспечивающими защиту страховых компаний, входящих в состав группы, от финансовых затруднений других членов этой группы.

Новым элементом является вопрос платежеспособности компаний в страховом бизнесе. Согласно ICP-16 законодатель должен установить признаки неплатежеспособности и применяемые методы конкурсного производства, в процедуре которого на первом месте должны стоять интересы страхователей и бенефициаре в договоре страхования.

В ICP-17 речь, в частности, идет о страховщиках - членах национальных или международных страховых групп либо финансовых объединений. Соответствующая надзорная служба должна обращать внимание на то, чтобы в группе или объединении не имело места многократное использование собственных средств или иное формирование капитала внутри группы.

Необходимо определить суммарный риск группы или объединения, идентифицировать и при необходимости уменьшить концентрацию рисков. Надо детально рассмотреть перестраховочные отношения между членами группы, а также структуры менеджмента, сделки внутри группы, системы риск-менеджмента и внутренний контроль. Проверяя международные страховые группы или объединения, представители надзорных служб должны сотрудничать между собой и по возможности избегать дублирования работы.

Чтобы не было пробелов в надзоре, соответствующие полномочия (например, назначение ведущего надзорного органа) должны быть четко урегулированы.

Правила надзора, построенные на принципе осторожности (ICP 18 - 23)

Надзорная служба призвана требовать от страховщиков идентификации их рисков и эффективного управления ими (ICP-18).

Риск-менеджмент должен опираться на комплексный подход и принимать во внимание масштаб и природу страхового бизнеса страховщика по отраслям и видам страхования. Оцениваются все соответствующие риски, как типичные для страхования, так и риски, встречающиеся во всех секторах финансовых услуг (рыночные, кредитные риски и т.п.).

Надзорная служба вряд ли когда-либо в состоянии полно и надежно ответить на вопрос о том, является ли риск-менеджмент адекватным для данной страховой компании или нет. Поэтому совершенно правильно указание о том, что последним в цепочке ответственности за риск-менеджмент является совет директоров страховщика.

Надзору необходимо следить за тем, чтобы рассчитанные страховщиками премии соответствовали рискам, и чтобы были диверсифицированы принимаемые риски, прежде всего, через перестрахование (ICP-19).

В ICP-20 закреплено требование, чтобы страховщики формировали технические резервы и прочую дебиторскую задолженность сообразно принципам отчетности. Надзорная служба устанавливает стандарты или дает свое согласие на установление стандартов, которые определяют, какие виды формируемых резервов и как должны проверяться на предмет своей адекватности. При проверках на местах надзорная служба сама проверяет, например, достаточность объема технических резервов и вправе потребовать увеличения их объема.

Согласно ICP-21 надзорные службы вправе требовать применения страховщиками стандартов в сфере размещения активов страховых организаций, содержащих требования к размещению активов, правила диверсификации, оценки ликвидности и условий риск-менеджмента и т.д.

Должны быть урегулированы также вопросы, связанные с гарантиями страховщиков, необходимым уровнем ликвидности и ограничениями применения некоторых финансовых инструментов, а также вопросы инвестирования в недвижимость. Кроме того, надзорная служба требует наличия у страховой компании персонала, который имеет опыт и обладает необходимыми знаниями в области размещения активов, а также добросовестно относится к делу. Надзорная служба требует также наличия планов экстренных действий на случай ухудшения ситуации на рынке капиталов.

Использование производных финансовых инструментов (деривативов) и им подобных инструментов и обязательств регулируется ICP-22. Требования к использованию деривативов должны быть установлены в законе или в положениях о страховом надзоре. Надзорная служба требует раскрытия операций, а также разработки корпоративной политики в названной сфере, рассматриваемой и утверждаемой советом директоров не менее раза в год.

Все, кому поручается использование деривативов (от тех, кто ведет работу с клиентами, до проверяющих и контролеров), должны обладать специальными знаниями в этой области. Достаточные знания и опыт необходимы также и членам совета директоров.

Согласно ICP-23 надзорная служба должна настоять, чтобы компании соблюдали требования к платежеспособности, в частности требования к техническим резервам и прочим обязательствам, размещению активов, поддержанию определенного уровня ликвидности, платежеспособности и объектам инвестирования, которые соответствуют этому заданному уровню. Характер этих требований диктуется объемами и комплексностью риска компании. Следует учитывать также правила финансовой отчетности.

Минимальный уровень платежеспособности должен быть установлен таким образом, чтобы защищались интересы страхователей. Это означает, что в распоряжении должны быть свободные финансовые средства для того, чтобы и при полном покрытии обязательств размещенным капиталом иметь возможность компенсировать непредвиденные убытки (буферная функция собственных средств).

Кроме того, в системе должны быть предусмотрены более высокие контрольные уровни, которые могут служить сигналом для превентивного вмешательства надзорной службы.

Поведение на рынке и защита потребителей (ICP 24 - 27)

Важнейшим связующим звеном между страхователями и страховой организацией является страховой агент. Согласно ICP-24 все страны призваны принять меры, направленные на усиление защиты потребителей в вопросах консультации, помощи при урегулировании ущерба и т.п. со стороны страховых агентов.

В соответствии с этим страховые агенты должны иметь лицензию или хотя бы регистрацию, обладать "общими коммерческими и профессиональными" знаниями и способностями, а также хорошей репутацией. При невыполнении этих требований надзорная служба вправе принимать меры по отношению к страховщику или страховому агенту (например, страховой агент может быть лишен лицензии или вычеркнут из реестра). По требованию страхового надзора агенты, имеющие право принимать страховые премии или выплачивать страховые суммы страхователям, должны внести гарантийный залог.

Согласно ICP-25 надзорная служба в интересах защиты потребителей устанавливает минимальные требования к страховщикам и страховым агентам. Речь идет, прежде всего, о заблаговременном, полном и правдивом, информировании клиента до заключения договора страхования. Компании обязаны предложить своим работникам и привлеченным страховым агентам возможности подготовки и повышения квалификации, в том числе в целях освоения и соблюдения принципов ведения бизнеса. Эти требования не распространяются на перестраховочный бизнес или бизнес с профессиональными клиентами.

ICP-26 содержит призыв к надзорной службе заботиться о том, чтобы информация предоставлялась не только клиентам, но и другим участникам рынка (например, собственникам страховых компаний). Целью надзора являются формирование и поддержание эффективного, надежного и стабильного страхового рынка в интересах страхователей. Однако такой рынок может существовать только в том случае, если все его участники, следовательно, также инвесторы, получают необходимую информацию.

ICP-27 требует от надзорных служб включиться в борьбу с мошенничеством в страховом деле. Причем понятие "мошенничество" включает в себя также растрату и злоупотребление доверием. Правонарушителями являются, в первую очередь, страхователи, менеджеры и сотрудники страховых компаний, страховые агенты, актуарии, аудиторы, специалисты по урегулированию ущерба и др.

Надзорная служба должна заботиться о том, чтобы страховые компании и страховые агенты принимали необходимые меры для предупреждения, раскрытия и пересечения случаев мошенничества. Законодатель обязан предоставить необходимые инструменты для борьбы с этим явлением, в частности, включить в законы соответствующие составы преступления, караемые на основании статей уголовного кодекса или определением денежного штрафа.

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма (ICP-28)

Страховой надзор должен побуждать страховщиков и страховых агентов принимать меры, направленные на предупреждение, раскрытие и пресечение отмывания денег и финансирования терроризма, и сообщать в соответствующие органы.

Законодатель обязан предоставить надзору инструменты надзора, принуждения и информации, необходимые для выполнения этой задачи (достаточный по численности персонал, а также финансовые и технические средства). По требованию надзорной службы страховые компании и агенты должны назначить особых уполномоченных по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Надо, чтобы в их распоряжении были методы идентификации клиентов, надзора и уведомления о подозрительных операциях, а также соответствующая документация. Компания должна обеспечить внутренний контроль и обучение сотрудников.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий