среда, 6 марта 2024 г.

Тема 3. Субъекты Международного финансового права

 

ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ МФП

 

Сокращения

БМР – Банк международных расчетов

ВТО  - Всемирная торговая организация

ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития

ЕЦБ – Европейский центральный банк

ЕЭК – Европейская экономическая комиссия

МАГИ – Международное агентство по гарантиям инвестиций

МАР – Международное агентство развития

МАСН – Международная ассоциация страхового надзора

МБР – Международный банк расчетов

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности

МТП – Международная торговая палата

МФК – Международная финансовая корпорация

НАФТА  - Североамериканская зона свободной торговли

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

ОБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

ТНК – Транснациональная корпорация

КНИДРУА – Международный институт по унификации частного права

ФАТФ – Международная группа финансовых действия по отмыванию доходов

ФКСД - Федеральная корпорация страхования депозитов США

ФРС – Федеральная резервная система США

ФСС - Федеральная служба страхового надзора США

ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО – Организация ООН по экономическому развитию

ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНСИТРАЛ – Комиссия ООН по праву международной торговли

 

1.     Понятие и виды субъектов МФП

О субъектах МФП можно говорить в двух аспектах.

С одной стороны, они такие же, как в международном публичном праве, т.е. включают государства и международные организации. Следовательно, субъекты МФП могут вступать в международные финансовые правоотношения с другими субъектами МФП, заключать с ними международные договоры в финансовой сфере, поддерживать торгово-экономические и финансовые связи, используя иммунитеты и привилегии, установленные для субъектов международного публичного права.

С другой стороны, субъекты МФП действуют параллельно с иными "многофункциональными" субъектами мировой финансовой сферы, осуществляющими регулирование, унификацию, координацию, стандартизацию и контроль мировых финансовых связей и операций.

Сфера "многофункциональных" субъектов включает: международные и национальные финансовые учреждения; межгосударственные региональные интеграционные финансовые учреждения; неправительственные международные организации; ассоциативные объединения в сфере управления мировыми финансами; влиятельные политико-финансовые группы "клубного" типа; группы развивающихся постиндустриальных государств, находящихся в оппозиции МВФ; ТНК, физические и юридические лица различной национальной юрисдикции.

"Многофункциональными" их можно назвать потому, что они выполняют сложные и разносторонние функции как представители интересов различных финансовых сфер государств, как защитники интересов транснациональных организаций, как форумы для решения оперативных задач обеспечения стабильности мирового валютно-кредитного режима, как посредники при принятии важнейших политических решений и юридических документов, как организаторы заключения крупных международных контрактов купли-продажи валютных ценностей и портфельных инвестиций, как гаранты исполнения финансовых обязательств банками и другими частными лицами, как инициаторы новых направлений и форм обеспечения эффективности мировой валютной и банковской системы.

Рост таких субъектов связано с:

- потребностью участников международной финансовой деятельности в получении всесторонней финансово-экономической информации;

- ускорением темпов мировых расчетов, инвестиций и финансовых услуг;

- увеличением риска потери денежных средств, доходов и инвестиций;

- необходимостью организации всемирной системы финансового контроля и мониторинга движения денежных средств.

Государства и международные организации как субъекты международного права наделены не только правомочиями заключать правоприменительные акты в рамках действующего МФП, но и заключать международные договоры. Именно в этой международной нормотворческой правоспособности более всего проявляется правосубъектность этих публичных субъектов МФП.

Государства обладают как универсальной международной правосубъектностью в области международного финансово-правового нормотворчества, так и гражданско-правовой правосубъектностью участвовать в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. Особенностью государств является при этом то, что они могут заключать сделки в сфере финансового оборота, не будучи сами юридическими лицами.

Важнейшей составной частью статуса субъекта международного права в МФП является институт иммунитета государства, а также, в ограниченной мере, и межгосударственных организаций.

Под государственным иммунитетом понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей. Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств.

Общепринятыми принципами поведения субъектов международного права (государств, МФО, ТНК) в мировом финансовом обороте, являются следующие:

- "принцип финансового взаимодействия государств и МФО в мировом финансовом обороте" касается предоставления некоторым МФО права регулирования отдельных финансовых вопросов, традиционно входящих в компетенцию органов государства, и предоставляются ей в рамках межправительственных финансовых соглашений;

- "принцип ненарушения стабильности мирового финансового рынка" предполагает, что участники мирового хозяйственного оборота должны принимать все необходимые меры, как общего, так и частного характера, которые обеспечат исполнение обязательств, принятых ими на международном уровне;

- "принцип добросовестной конкуренции в мировом финансовом обороте" касается соблюдения субъектами международного публичного и частного права условий и равных возможностей получения прибыли в финансовом обороте;

- "принцип сбалансированности финансовых интересов стран с различными уровнями и типами рынка" означает закрепление в уставных документах МФО финансовых механизмов, обеспечивающих равные условия доступа и предоставления кредитных ресурсов;

- "принцип содействия осуществлению капиталовложений" определяет систему норм, гарантирующих включение государствами - членами МФО в национальное финансовое и инвестиционное законодательство условий стимулирующего налогообложения и инвестирования при соответствующих благоприятных условиях предоставления финансовых средств со стороны МФО.

К субъектам МФП относятся суверенные государства, МФО, ТНК, саморегулируемые международные ассоциации, группы и союзы по интересам, частные лица.

Государства в международной финансовой системе

К "естественным правам” государств в МФО можно отнести право:

- вводить национальные деньги: металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);

- вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;

- устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;

- проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;

- вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;

- вводить валютную монополию;

- создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;

- вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;

- определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;

- ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;

- использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;

- определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;

- определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);

- проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;

- регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства посредством, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям.

Более того, некоторые ограничения суверенных прав, свободы действий государств приобретают через механизмы международного права - наднациональный (надгосударственный) характер. Так, например, во второй половине XX века государства-участники МВФ на несколько десятилетий привязали свои валюты к доллару США, утратили право самостоятельно, по своему усмотрению, производить девальвацию/ревальвацию национальной валюты и т.п.

В условиях глобализации в международной финансовой системе проявляется тенденция на противостояние между односторонними действиями наиболее экономически сильного государства (группы государств) и международно-правовым принципом государственного суверенитета.

Сильные государства "продавливают” посредством международно-правовых механизмов нормы, которые так или иначе сужают сферу суверенной компетенции государств (по сути, ограничивают суверенитет). За этим может стоять как корыстные государственные интересы, так и объективная необходимость, общий интерес мирового сообщества. Так, например, сегодня через механизм МВФ ограничена свобода государств осуществлять полномасштабное валютное регулирование на своей территории.

Объективно глобализация в МФС означает "снижение административных границ” для трансграничного движения валют, финансовых ресурсов и субъектов. И такое снижение - благо для государств с рыночной экономикой и экономическим потенциалом.

Главная проблема современности заключается в том, чтобы соотнести суверенитет с требованием снижения административных границ в условиях, когда глобализация осуществляется при господстве финансово-экономической силы узкой группы государств западного цивилизационного типа. В таких условиях суверенитет и глобализация представляют собой в МФС сущностное противоречие, которое будет разрешаться по мере вызревания необходимых предпосылок. Как известно, любое противоречие - это лишь этап развития.

Банки — как субъекты МФП

Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него - и всей хозяйственной деятельности.

Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов и предоставляют их во временное пользование другим лицам в форме кредитов - на условиях срочности, возвратности, возмездности.

Аккумулируя свободные денежные средства в наличной и безналичной форме, выдавая кредиты, банки тем самым служат инструментом перераспределения капитала в стране и в мире.

По своему правовому статусу банки являются юридическими лицами, коммерческими организациями, оказывающими разнообразные финансовые услуги, а именно:

- предоставление кредитов;

- платежно-расчетное обслуживание;

- размещение вкладов;

- выдача гарантий, поручительств;

- оказание консультационных услуг;

- осуществление доверительных операций, т.е. управление капиталами своих клиентов и т.п.

Специфика деятельности банков состоит еще и в том, что, предоставляя кредит, банк должен контролировать заемщика, чтобы обеспечить возврат кредита. При обычной коммерческой сделке стороны могут разойтись в разные стороны. Банковская сделка предполагает поддержание контакта, устойчивость отношений.

При этом банк самостоятельно оценивает степень рисков при осуществлении банковских операций. Недооценка рисков может привести к краху банка, к банкротству. А степень взаимозависимости в банковской сфере такая, что банкротство одного банка может привести к кризису всей банковской системы страны. Подобный банковский кризис может "передаться” на другие страны.

Вопрос банковских рисков перестает быть односторонним делом одного государства и постепенно выносится на многостороннее международное регулирование (например, в рамках Банка международных расчетов - БМР).

На многостороннее регулирование выносятся также (в праве ВТО) вопросы внутренних правовых режимов оказания финансовых услуг.

Центральные (государственные) банки стали осуществлять контроль в отношении коммерческих банков. На коммерческие банки была возложена обязанность в качестве гарантии выполнения своих обязательств создавать и хранить резервные фонды в виде драгоценных металлов, а позднее - в виде вкладов в центральном банке.

Современные государства, кроме того, владеют крупными коммерческими банками. Зачастую государствами создаются специализированные государственные банки, например банки для внешней торговли.

 

2. Международные финансовые организации как субъекты международного финансового права

Важную роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой  системе играют международные финансовые организации.

Под международной финансовой организацией понимается такая организация, которая наделена ее участниками компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционирование международной финансовой системы. Другими словами, международной финансовой организацией можно считать практически любую международную организацию, присутствие которой в международной финансовой системе заметно.

Существует множество классификаций МФО в зависимости от различных критериев.

По критерию "углубленности в финансовую проблематику" можно разделить международные организации на две категории:

а) организации, у которых финансовая сторона деятельности не является главной, а является вспомогательной; финансовая сторона лишь обслуживает основную деятельность такой международной организации (ООН);

б) организации, у которых финансовая сторона деятельности является главной (МВФ). Именно такие организации можно отнести к разряду МФО.

По критерию количественного состава МФО можно подразделить на:

- универсальные (МВФ, МБРР);

- многосторонние (или условно универсальные);

- региональные (ограниченного состава) или межрегиональные;

- двусторонние.

По компетенции МФО делятся на:

- МФО специальной финансовой компетенции; МФО с компетенцией в сфере валютных, или долговых, или расчетных, или "противоотмывочных” отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют международные банки, фонды;

- широкой (или смешанной) компетенции, в том числе общефинансовые; сюда можно отнести МФО, которые действуют по двум или более направлениям, несут две и более функций в международной финансовой системе.

По степени участия государств в МФО все такого рода организации можно подразделить на:

- межгосударственные/межправительственные (публичные);

- неправительственные.

По степени участия в процессах интеграции и сотрудничества МФО подразделяются на:

- МФО интеграционного характера (являющиеся основой/опорой финансовой стороны интеграции). Такие МФО являются основой платежных и валютных союзов;

- МФО координационного характера (нацеленные, главным образом, на координацию различных аспектов сотрудничества).

По организационному (институциональному) началу МФО делятся на:

- собственно организации;

- параорганизации.

Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как "группы интересов”. Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. "Группы интересов” могут быть глобальными ("Большая семерка”), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, "группы интересов” - это, если использовать известный термин, "мягкие организации”.

Целями деятельности МФО как субъектов МФП являются:

- определение организационно-правовых форм участия государств в МФО;

- оценка правовых механизмов организации и управления финансами, представленных в нормах уставных документов МФО, для последующей их трансформации в национальное законодательство;

- определение стимулирующего воздействия уставных документов МФО и международных договоров, принимаемых под эгидой МФО на нормы российского финансового законодательства о соотношении реальных доходов и расходов в государстве, их влияние на финансовый режим в социальной сфере, на валютную политику в условиях единого мирохозяйственного пространства.

МФО в качестве наиболее активных участников международного финансового сотрудничества государств действуют в направлении реализации складывающихся общепризнанных международных финансовых принципов, таких как:

- принцип валютной стабильности и отмены валютных ограничений;

- принцип устранения диспропорций в платежных балансах;

- принцип содействия МФО развитию долгосрочного кредитования и инвестирования;

- принцип взаимодействия МФО с национальными финансовыми институтами в рамках уставных полномочий МФО и конституций государств.

Основываясь на том, что функции многих МФО направлены на стимулирование унификации и гармонизации норм в области финансовой деятельности, особенно актуальным представляется анализ международных актов, принятых в рамках этих МФО. Причем при выработке этих международных актов МФО обязуются действовать исключительно в рамках полномочий, которыми они обладают согласно международному праву.

Для активизации участия Российской Федерации в МФО представляется важным рассмотреть содержание полномочий отдельных МФО и механизм их влияния на национальное законодательство о налогообложении, финансовом контроле, рынке ценных бумаг, валютном регулировании и валютном контроле, банковской деятельности и других видах национальной финансовой деятельности.

Нормы уставных документов МФО развивают финансовое законодательство отдельных стран посредством координации внедрения в него норм о критериях:

- гарантий исполнения государствами финансовых обязательств, взятых на себя в мировом хозяйственном обороте;

- требований к благоприятному налоговому и инвестиционному режиму;

- обеспечения исполнения государствами-членами уставных требований МФО.

Наиболее значимыми международными финансовыми организациями являются:

Международный банк реконструкции и развития.

МБРР является на сегодняшний день одним из основных элементов мировой валютно-кредитной системы. Он был создан в 1944 г. на конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе.

Целями создания МБРР признаны: оказание помощи в реконструкции и развитии территорий стран-членов путем содействия осуществлению капиталовложений для производственных целей; поощрения частных иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях; содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов.

Согласно положениям Устава МБРР является независимой международной организацией и обладает правами юридического лица. В частности, МБРР правомочен заключать договоры, приобретать и отчуждать все виды имущества, возбуждать судебные дела. Для того чтобы МБРР надлежащим образом выполнял возложенные на него функции, на территории каждой страны-участницы ему предоставляются определенные иммунитеты и привилегии, к числу которых относятся:

- судебный иммунитет - имущество и активы МБРР, где бы и в чьем бы ведении они не находились, пользуется иммунитетом от всех форм конфискации, ареста или изъятия в счет долга до вынесения окончательного судебного постановления против МБРР;

- иммунитет авуаров от конфискации - имущество и авуары МБРР не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам ареста по решению исполнительных или законодательных органов;

- иммунитет архивов - архивы МБРР неприкосновенны;

- освобождение авуаров от ограничений - все имущество и авуары МБРР освобождаются от любого вида ограничений, постановлений, контроля и мораториев;

- привилегии в области связи - каждый член предоставляет для официальных отправлений МБРР тот же режим, что и для официальных отправлений других стран-членов;

- иммунитет и привилегии должностных лиц и служащих;

- налоговый иммунитет.

Согласно Уставу органами управления МБРР являются Совет управляющих, Исполнительные директора (Директорат), Президент.

Совет управляющих является высшим органом МБРР. Он состоит из представителей стран-участниц - по одному от каждой. В функции Совета входит определение общей политики МБРР, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода и др. При голосовании каждый член Совета имеет один голос плюс один дополнительный голос на каждую акцию страны-участницы.

Директорат является исполнительным органом МБРР. Он проводит общие операции МБРР и действует на основании полномочий Совета. Директорат избирает Председателя МБРР, который осуществляет оперативное руководство деятельностью МБРР и руководит штатом служащих.

Финансовый капитал МБРР формируется из следующих источников: уставного капитала, заемных средств и полученной прибыли.

Уставный (акционерный) капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на акции банка. Согласно Уставу такие акции не могут использоваться странами-членами в качестве залога и могут передаваться только МБРР. Подписной капитал МБРР делится на оплаченный и неоплаченный, который может быть востребован только в случае отсутствия у банка ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

Для пополнения своих финансовых ресурсов и реализации уставных целей МБРР наделен правом проводить операции на финансовых рынках. Помимо предоставления прямых займов и гарантий, МБРР уполномочен:

- продавать и покупать выпущенные им ценные бумаги, а также покупать и продавать гарантированные им ценные бумаги и ценные бумаги, в которые он осуществил инвестиции;

- гарантировать ценные бумаги, в которые он осуществил инвестиции;

- заимствовать валюту любого государства-члена с согласия этого члена;

- покупать и продавать любые ценные бумаги, которые МБРР сочтет подходящими для инвестирования.

Предоставление прямых займов и гарантий осуществляется МБРР с учетом определенных требований, закрепленных в Уставе.

Так, МБРР может гарантировать займы, участвовать в них и предоставлять их любому члену, его политическому подразделению, а также любому предприятию на территории страны-члена только при условии, что банк убедился в том, что, с учетом создавшихся на рынке условий, заемщик не смог бы иначе получить этот заем на условиях, которые, по мнению банка, являются для него разумными. При предоставлении займа или гарантий по нему МБРР уделяет должное внимание прогнозам того, сможет ли заемщик или гарантирующая сторона выполнить свои обязательства по займу. Предоставление банком долгосрочных кредитов и займов частным фирмам возможно только под гарантии правительства соответствующей страны. МБРР принимает меры к тому, чтобы обеспечить использование займов только на те цели, на которые этот заем был предоставлен.

При предоставлении займа МБРР открывается счет на имя заемщика. Банк разрешает заемщику снимать с этого счета средства только для покрытия расходов в связи с проектом по мере их фактического возникновения. Сумма займа переводится на счет заемщика в той валюте, в которой заем предоставлен. По общему правилу МБРР предоставляет заемщику валюту своих членов (помимо того члена, на территории которого размещается финансируемый проект), которая необходима заемщику для произведения расходов на территориях других членов для достижения целей займа. В исключительных случаях заемщику могут быть предоставлены средства в местной валюте при условии, что необходимая для целей займа местная валюта не может быть получена заемщиком на разумных условиях.

МБРР правомочен осуществлять операции и сделки с любым субъектом валютно-финансовых отношений на территории любой страны-участницы.

Международная финансовая корпорация.

МФК является финансово-кредитным институтом, предоставляющим финансовую помощь частному сектору экономики развивающихся стран. Статьи Соглашения (Устав) МФК подписаны и действуют с 1956 г.

Уставной целью деятельности МФК является содействие экономическому развитию путем поощрения роста частных производственных предприятий в странах - членах. Приоритет в деятельности МФК отдается странам с менее развитой экономикой.

Согласно Уставу МФК является полным юридическим лицом и, в частности, имеет право заключать договоры, приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные дела. Для осуществления своих полномочий корпорация наделена соответствующим комплексом иммунитетов и привилегий, действующим на территории каждой страны - члена.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. Ему передаются все полномочия корпорации. В число его функций входит, в частности, принятие новых членов, изменение размеров уставного капитала, решение вопроса о приостановлении членства, внесение поправок в Устав. Голосование в Совете управляющих осуществляется следующим образом: каждый член МФК имеет 250 голосов плюс по одному дополнительному голосу за каждую имеющуюся у него акцию. По общему правилу решения принимаются простым большинством поданных голосов.

Постоянно действующим органом управления МФК является Совет директоров, который несет ответственность за проведение общих операций корпорации. В Совете директоров существует должность Председателя, который не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса разделяются поровну. Текущее руководство деятельностью МФК осуществляется Президентом. Он является главой оперативного персонала и подконтролен Совету директоров и Председателю.

Следует обратить особое внимание на порядок формирования органов управления МФК. Членами Совета управляющих МФК являются члены Совета управляющих МБРР. В Совет директоров Корпорации входит в силу занимаемого им поста каждый исполнительный директор МБРР. Кроме того, Председателем Совета директоров МФК является Президент МБРР. В силу данных уставных положений МФК фактически является филиалом МБРР. Взаимоотношения между ними определены в разделе 6 ст. IV Устава МФК. Согласно ему МФК является отдельным, отличным от МБРР образованием, и ее фонды содержатся отдельно от фондов банка. Корпорация не несет ответственности за действия или обязательства МБРР, равно как и банк не отвечает за действия и по обязательствам МФК.

Финансовые ресурсы МФК образуются за счет взносов в уставный капитал государств-членов, процентов по предоставленным займам, финансовых сборов, дивидендов, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов, операций с ценными бумагами, привлеченных займов, а также за счет дотаций и кредитов МБРР.

Согласно ст. II Соглашения уставный капитал МФК является акционерным. Все страны-участницы имеют акции в соответствии с их долей участия в капитале МБРР. Устав МФК устанавливает строгие ограничения по распоряжению акциями МФК: акции Устава не могут использоваться в качестве залога и могут быть переданы только корпорации.

В соответствии с Уставом МФК может осуществлять финансирование в любых формах, которые сочтет целесообразными. МФК имеет право инвестировать свои средства не только в государственный, но и в частный сектор экономики стран-участниц, причем, в отличие от МБРР, без гарантий их правительств.

Относительная самостоятельность МФК в выборе форм деятельности ограничивается установлением в Уставе четких принципов, в соответствии с которыми должны осуществляться операции корпорации. Так, МФК:

- не осуществляет финансирование там, где по ее мнению возможно привлечение достаточного частного капитала на разумных условиях;

- не финансирует предприятие на территории какого-либо члена, если он возражает против такого финансирования;

- не берет на себя ответственность за управление каким-либо предприятием, в которое она вложила капитал, и не пользуется правом голоса в целях управления;

- осуществляет финансирование на условиях, которые она считает целесообразными и которые обычно устанавливаются частными инвесторами при аналогичном финансировании;

- стремится к поддержанию разумной диверсификации своих инвестиций.

Помимо прямого инвестирования своих средств в экономику стран-участниц МФК имеет право осуществлять на международных финансовых рынках операции по заимствованию средств, вложению свободных средств в обязательства и ценные бумаги, гарантированию ценных бумаг, в которые инвестированы средства корпорации, покупке и продаже выпущенных или гарантированных МФК ценных бумаг.

Европейский банк реконструкции и развития.

ЕБРР является сравнительно новым финансовым институтом. Он был создан в 1991 г. в рамках ЕС путем подписания межправительственного Соглашения, в котором на сегодняшний момент участвуют более 30 государств, в том числе и Россия.

Официальной целью деятельности ЕБРР является содействие переходу к открытой рыночной экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Причем в отношении этих стран ст. 1 Соглашения содержит существенную оговорку: они должны признавать принципы многопартийности, плюрализма и рыночной экономики и проводить их в жизнь.

Для реализации поставленной цели ЕБРР осуществляет функции по содействию, налаживанию и развитию частнопредпринимательской деятельности, привлечению внутреннего и иностранного капитала, содействия продуктивным инвестициям, оказания технического содействия, стимулирования и поощрения развития рынка капитала и др. Перечень функций банка в ст. 2 Соглашения является открытым.

При исполнении своих функций ЕБРР работает в тесном сотрудничестве с МВФ, МБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями, а также с любыми частноправовыми и публичными организациями, связанными с экономическим развитием стран Центральной и Восточной Европы. Данное положение прямо закреплено в Соглашении о ЕБРР.

Правовой статус ЕБРР определен в Главе VIII Соглашения. В соответствии с ней банк наделен полной правосубъектностью и, в частности, полной правоспособностью на заключение договоров, приобретение и распоряжение недвижимым и движимым имуществом, на возбуждение процессуальных действий. Соглашением банку также предоставлены привилегии и иммунитеты, набор которых типичен: судебный иммунитет, иммунитет активов от конфискации, иммунитет архивов, свобода активов от ограничений, привилегии в области связи, иммунитеты и привилегии должностных лиц и служащих, налоговый иммунитет.

В отличие от уставных документов финансовых организаций аналогичного типа (МБРР, МФК) Глава VIII Соглашения содержит специальную норму о возможности отказа от предоставленных банку иммунитетов, привилегий и изъятий. Согласно ей Совет директоров Банка может отказаться от любых иммунитетов, привилегий и изъятий в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет, привилегия или изъятие затрудняет отправление правосудия и когда отказ от них не наносит ущерба интересам ЕБРР.

Структура, а также организация и порядок управления ЕБРР определены в специально посвященной этому вопросу Главе VI Соглашения.

Согласно ей органами управления ЕБРР являются Совет управляющих - высший орган управления - во главе с Председателем, Совет директоров - исполнительный орган, а также Президент, который осуществляет текущее управление деятельностью банка под руководством Совета директоров.

Финансовые ресурсы ЕБРР состоят из обычных основных ресурсов и ресурсов специальных фондов. Обычные основные ресурсы включают в себя:

- разрешенный к выпуску уставный капитал, включая оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию;

- средства, полученные путем заимствований банка;

- средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;

- доходы, полученные от предоставленных займов и инвестиций и доходы от гарантий и от гарантированного размещения ценных бумаг.

Ресурсы ЕБРР используются исключительно для достижения поставленных целей и выполнения определенных в Уставе функций. Банк осуществляет предоставление займов государственному и частному сектору, инвестирование в акционерный капитал частных и государственных предприятий, размещает ресурсы специальных фондов и т.д.

При осуществлении своих операций ЕБРР руководствуется следующими принципами:

- операции банка обеспечивают финансирование конкретных проектов, а также технического содействия в соответствии с уставными целью и функциями;

- банк не финансирует никаких предприятий на территории какого-либо члена, если этот член возражает против такого финансирования;

- банк не допускает непропорционального использования своих ресурсов в пользу какого-либо члена;

- банк стремится к разумной диверсификации своих инвестиций;

- банк не предоставляет никакого финансирования и не оказывает никаких услуг, когда член может получить достаточное финансирование или услуги из других источников;

- при предоставлении или гарантировании финансирования банк должным образом учитывает возможность выполнения заемщиком и его гарантом своих обязательств;

- в случае предоставления банком прямого займа заемщик получает от банка разрешение использовать его средства только по мере возникновения необходимости в расходах.

ЕБРР принимает необходимые меры для того, чтобы его средства использовались только в целях, для которых они были предоставлены.

Уставом ЕБРР закреплена договорная форма предоставления займов и гарантий. Договор должен содержать условия предоставления займа или гарантий, включая условия выплаты основного долга, процентов, сборов, начислений, сроков и дат платежа. В договоре о займе или гарантии устанавливается валюта или валюты, в которых осуществляются все платежи по договору.

Международный валютный фонд.

МВФ был учрежден как специализированная организация ООН в 1944 г. на валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (США).

Целями создания МВФ признаны: содействие международному валютному сотрудничеству, стабильности валют; поддержание упорядоченных валютных отношений между странами-членами; избежание обесценивания валют в целях конкуренции; помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; содействие в поддержании платежных балансов стран-участниц.

Согласно Соглашению МВФ обладает всеми правами юридического лица, в том числе правом заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела.

Для полноценного осуществления своих функций на территории каждой страны-участницы МВФ предоставляются следующие иммунитеты и привилегии:

- судебный иммунитет - фонд, его собственность и активы, где бы и в чьем бы ведении они не находились, пользуется иммунитетом в отношении любых форм судебного производства;

- иммунитет в отношении других действий - собственность и активы фонда не могут подвергаться обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам изъятия путем исполнительных или законодательных действий;

- иммунитет архивов - архивы фонда неприкосновенны;

- свобода активов от ограничений - вся собственность и активы фонда свободны от ограничений, контроля и мораториев любого характера;

- привилегии в отношении связи - официальной связи фонда предоставляются странами-членами такие же права, как и официальной связи других стран-членов;

- иммунитет и привилегии должностных лиц и служащих;

- налоговый иммунитет.

Органами управления МВФ являются Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель.

Совет управляющих является высшим органом Фонда. В его состав входят по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны-участницы. Наиболее важные вопросы принимаются Советом большинством в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов. Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда. Директор-распорядитель является главой оперативного персонала Фонда и ведет под руководством Исполнительного совета текущие дела Фонда.

Финансовые ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран-участниц и заемных средств.

Согласно Уставу каждой стране-участнице устанавливается квота. Подписка каждой страны на капитал МВФ равна ее квоте и полностью выплачивается в фонд. Размер квоты определяется на основе анализа экономического значения и удельного веса страны в мировой экономике. Квота страны-участницы не может меняться без ее согласия. В системе взаимоотношений стран-членов с МВФ квота является ключевым звеном. На ее основе определяется сумма подписки, количество голосов при голосовании, доступ к финансовым ресурсам фонда.

Заемные средства МВФ согласно Уставу могут формироваться как из официальных источников (займы у казначейств и центральных банков стран-участниц), так и на рынке ссудных капиталов.

Следует отметить, что Устав МВФ отличается по своей структуре и содержанию от уставных документов международных организаций, рассмотренных выше. Связано это с тем, что фактически фонд является институциональным органом по регулированию мировой валютной системы. Так, Устав МВФ устанавливает нормы, определяющие структуру мировой валютной системы, содержит специальные положения, касающиеся валютных обязательств стран - участниц Фонда, дает толкование необходимых терминов.

В качестве общих обязательств для стран-участниц Уставом МВФ установлены следующие требования:

- неприменение ограничений по текущим платежам - ни одна страна-член не налагает без одобрения фонда ограничения по платежам и переводам по текущим международным сделкам;

- неприменения дискриминационной валютной практики - ни одна страна-член не проводит или не разрешает любому из своих финансовых учреждений проводить какие бы то ни было дискриминационные валютные мероприятия или практику множественности валютных курсов, за исключением мероприятий и практики, санкционированных Соглашением (Уставом) МВФ или одобренных им;

- конвертируемость балансов иностранных стран-членов - каждая страна-член выкупает балансы своей валюты, находящейся у другой страны-члена, если последняя ходатайствует о выкупе и заявляет, что эти балансы сложились в результате текущих сделок или что их конверсия необходима для платежей по текущим сделкам;

- предоставление информации - фонд вправе просить страну-участницу предоставить ему информацию по официальным внутренним и внешним авуарам страны в золоте и иностранной валюте, внутренним и внешним авуарам финансовых учреждений, производству золота, объемам его экспорта и импорта, общему объему экспорта и импорта товаров, международному платежному балансу, состоянию международного инвестирования, национальному доходу, индексам цен, курсам покупки и продажи иностранных валют, мерам валютного регулирования; страны-члены обязуются предоставлять желаемую информацию подробно и точно, насколько это осуществимо;

- обязательства сотрудничать в вопросах политики в отношении резервных активов.

Согласно Уставу, МВФ осуществляет наблюдение за международной валютной системой для обеспечения ее эффективного действия и за соблюдением страной своих обязательств. Для этого Фонд проводит строгий надзор за политикой стран-членов в отношении обменных курсов и принимает конкретные принципы, которыми руководствуются все страны-члены в отношении этой политики.

Общий порядок использования ресурсов МВФ сводится к следующему.

Каждая страна осуществляет операции и сделки с МВФ через свои официальные финансовые органы: казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд и другие аналогичные учреждения. Страна - заемщик иностранной валюты должна представить Фонду заявку с подтверждением того, что у нее есть необходимость в покупке иностранной валюты, связанная с состоянием ее платежного баланса или резервов. Страна производит покупку (заимствование) иностранной валюты с одновременным предоставлением эквивалентного количества своей национальной валюты. По истечении установленного срока страна-заемщик обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту и вернуть средства в иностранной валюте. Фактически эта операция представляет собой погашение ранее предоставленного кредита.

МФО наделены полномочиями, которые позволяют им выступать относительно самостоятельными субъектами в международных валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношениях. Как финансовые учреждения эти организации наделены типичными правами кредитных учреждений, а в качестве международных они обладают независимым статусом, имеют строго определенные цели деятельности и обладают правом устанавливать обязательные для их участников правила.

 

3. Кредитные организации и транснациональные корпорации как субъекты МФП

К числу многофункциональных международных финансовых институтов, которые являются субъектами МФП, относятся национальные центральные банки государств. Их международный статус в качестве субъектов МФП определяется их "подчиненностью", коммерческим сотрудничеством, финансовой отчетностью перед МВФ по вопросам обеспечения стабильности мировой валютной системы. Центральные банки государств вместе с крупнейшими коммерческими банками выступают в роли должников, кредиторов, долевых партнеров, гарантов, страховщиков и других финансовых участников в деятельности МВФ.

Среди наиболее влиятельных международных финансовых институтов можно выделить особый интеграционный субъект – Европейский центральный банк - ЕЦБ.

Отличительными чертами устройства ЕЦБ являются его федеральное построение (по аналогии с американской ФРС), независимость от национальных, наднациональных политических структур, закрепление его правового статуса непосредственно в его уставе. Федеральный принцип заключается в создании центрального банка ЕС в виде двухуровневой европейской системы центральных банков, возглавляемой ЕЦБ.

ЕЦБ издает правила рефинансирования банков путем покупки ими средств у других коммерческих банков с помощью трансевропейской межбанковской клиринговой системы (TARGET), связывающей между собой локальные системы расчетов стран-участниц в режиме реального времени. Полученные денежные средства используются финансовыми институтами в основном для выполнения обязательных резервных требований, когда они не имеют возможности покрыть дефицит ликвидности путем заимствований на межбанковском рынке.

Основной формой рефинансирования банков европейской системы центральных банков является непосредственное предоставление им гарантийных (залоговых) кредитов. Необходимым условием рефинансирования является предоставление банками высоколиквидного обеспечения, которым являются ценные бумаги:

- номинированные в евро;

- эмитированные в зоне евро;

- котируемые хотя бы на одном из организованных рынков ценных бумаг;

- учитываемые в депозитарии на валютном пространстве евро;

- имеющие необходимый долгосрочный эмиссионный рейтинг одного из ведущих рейтинговых агентств для необеспеченных долговых обязательств кредитных институтов, промышленных корпораций и международных организаций.

Операции на открытом рынке являются главными в ходе реализации денежно-кредитной политики ЕЦБ. Они призваны обеспечивать необходимые корректировки краткосрочной процентной ставки денежного рынка евро, регулировать ликвидность кредитных институтов, информировать участников рынка об изменениях рыночной конъюнктуры.

ЕЦБ используется несколько видов финансовых операций. Основной инструмент рефинансирования включает проведение еженедельных тендеров по фиксированной процентной ставке. Объем выставляемых на аукцион денежных средств рынку неизвестен. При превышении спроса над предложением заявки участников аукциона удовлетворяются пропорционально.

Долгосрочный инструмент рефинансирования рассчитан в основном на небольшие европейские банки для поддержания ими установленного уровня обязательных резервов.

Транснациональные корпорации.

ТНК в мировой научной сфере все чаще признаются субъектами международного экономического, финансового, валютного, банковского права, поскольку являются основными участниками системы международных кредитных, расчетных, валютных, инвестиционных, страховых, долговых и иных финансовых отношений. Именно ТНК реализуют преобладающую часть международного финансового оборота: являются главными участниками в международной торговле ценными бумагами и финансовыми услугами, осуществляют почти все международные инвестиции и обеспечивают основную часть международных платежей.

К категории ТНК следует относить предприятия, объединенные перекрестным владением долей собственности и ценных бумаг, которые юридически зарегистрированы в одной стране, а осуществляют свою деятельность в других странах посредством дочерних предприятий и филиалов, находящихся под их контролем.

ТНК в прошлом подвергались острой критике в рамках ООН со стороны развивающихся государств, поскольку долгое время почти все многонациональные предприятия были из развитых европейских и североамериканских стран и оперировали значительной долей финансовых резервов МВФ. Сейчас МВФ через финансовую помощь содействует процессу создания ТНК в развивающихся странах.

ТНК несут инвестиционные преимущества для принимающих стран, поскольку в них поступают вклады в денежной форме, что имеет благоприятные последствия для финансовой системы государства.

Вместе с тем деятельность ТНК несет угрозу "бюджетному суверенитету" развивающихся государств, поскольку налоги часто уплачиваются на территориях "получения дохода" за рубежом. Государственные и международные органы укрепляют финансовый и антимонопольный контроль за деятельностью ТНК на национальных рынках, а ООН выработала Кодекс добросовестного поведения транснациональных корпораций.

Идея создания в ООН такого кодекса поведения транснациональных корпораций принадлежит США, которые таким образом желали раз и навсегда выработать правила, касающиеся некоторых аспектов деятельности ТНК. С другой стороны, эта идея была поддержана развивающимися странами, которые стремились исключить определенные негативные стороны поведения ТНК на национальных территориях.

Кодекс не является договором, и поэтому ему присуща такая же юридическая сила, как и резолюциям ООН. При этом развитые государства с самого начала заинтересованы были выработать Типовой устав ТНК. Однако развивающиеся страны стремились ограничить этот документ перечислением только обязанностей ТНК.

Кроме Кодекса поведения ТНК ООН, регулированию деятельности ТНК посвящены декларации и резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. В частности, акты ОЭСР от 21 июня 1976 г. включают такую декларацию и три взаимосвязанных документа: "Руководящие принципы для многонациональных предприятий", "Национальный режим", "Стимулы и препятствия для международных инвестиций".

Согласно им ТНК имеет три основных признака:

- существование нескольких предприятий в разных странах;

- наличие определенной связи между этими предприятиями;

- способность одного предприятия оказывать существенное влияние на другие предприятия.

При этом государства могли не брать на себя или смягчить обязательства, не стыкующиеся с внутренним правом по этим проблемам. В этих актах понятие многонационального предприятия только обозначено, поскольку главным является не форма предприятия, которая мало принимается во внимание, а принципы международного коммерческого оборота, на которых построена договорная деятельность ТНК.

Применение в актах ОЭСР термина "многонациональное предприятие" уже само по себе свидетельствует о стремлении сохранить автономность. Чаще используется термин "предприятие", а не "корпорация", чтобы охватить одновременно и государственные и частные предприятия. Используется преимущественно прилагательное "многонациональный", а не "транснациональный".

Резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанные акты в том смысле, что регулирование ТНК требует применения их всех вместе взятых. Принятие одного документа влечет за собой и принятие остальных. Дело в том, что данное триединство имеет свою внутреннюю логику.

"Руководящие принципы для многонациональных предприятий" определяют обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству. "Национальный режим" определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства. "Стимулы и препятствия для международных инвестиций" предусматривают устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

Конечно, декларация и резолюции ОЭСР играют ограниченную роль, поскольку действуют только в отношениях между развитыми странами, однако декларация предусматривает, что государства-члены будут стремиться к распространению национального режима на те предприятия, которые прямо или косвенно контролируются лицами из государств-членов. Таким образом, декларация и резолюции 1976 г. содержат в себе большие возможности для развития, поскольку национальный режим в отношении и национального, и многонационального предприятия, заложенный в декларации и резолюции, должен ориентироваться на нормы международного права.

С правовой точки зрения ТНК не является единым субъектом права (коммерческой организацией), хотя она и имеет свои обособленные подразделения в различных странах мира. ТНК представляет собой объединение формально самостоятельных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством различных стран со своим личным статусом.

Существует целый ряд различных признаков, позволяющих выделить ТНК из круга других коммерческих организаций. К ним относятся:

- многонациональный характер деятельности ТНК;

- высокий научно-технический уровень производства;

- экономическое единство ТНК и существование в ее структуре компаний различной национальности, наделенных различной правосубъектностью;

- интернационализация управления.

Часто ТНК состоит из группы частных предприятий, которые объединены определенными юридическими связями и подчиняются обшей стратегии. При этом важным вопросом является определение национальной принадлежности такой корпорации. В качестве критериев здесь предлагается использовать принадлежность их капитала, величину оборота, размер зарубежной доли в операциях, характер операций, число зарубежных филиалов и дочерних компаний и т.д. Вместе с тем все указанные здесь критерии имеют экономический характер и не могут быть определяющими при оценке юридического статуса этих организаций.

Реальная картина статуса ТНК такова, что это явление находится на грани экономических и юридических понятий. В качестве исходных посылок при первом приближении к изучению феномена ТНК необходимо взять признак единого управления ТНК, сосуществующий с признаком наличия нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК. Определяющей чертой таких корпораций является единое экономическое, правовое, управленческое пространство. Более того, не всегда ясна юридическая форма учредительных договоров ТНК и их привязка к различным системам права.

 

4. Международные неправительственные организации, группы и союзы в системе субъектов международного финансового права

Значительная роль в регулировании отношений в международной финансовой сфере принадлежит международным неправительственным организациям, созданным ТНК, юридическими и физическими лицами с участием заинтересованных государственных органов и других субъектов международной финансовой деятельности.

Проблемы современного финансового регулирования на мировом уровне, трудности согласования финансовой политики отдельных государств, медленные темпы унификации и гармонизации международно-правовых финансовых норм путем принятия универсальных конвенций ООН и другие факторы мирового порядка вызвали активизацию нормотворческой деятельности международных неправительственных организаций, групп и союзов.

Налицо тенденция усиления взаимодействия и сотрудничества межправительственных и неправительственных международных финансовых организаций. Многим международным неправительственным организация в рамках межгосударственных договоренностей (МАСН, МАГИ, МТП, Комитет по МСФО) делегируются функции координации и контроля в сфере финансового мониторинга, организации расчетов, финансовой отчетности, клиринговой и депозитарной деятельности.

Повышение роли на международном уровне саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка, кредитного и страхового рынка, как промежуточного звена между публичной властью и частными лицами, привело к росту числа влиятельных международных ассоциативных структур с нормотворческими функциями по созданию "обычных", типовых норм и модельных актов.

"Конкуренция" правотворческих функций неправительственных организаций, особенно в международной финансовой системе, не является исключительно позитивным явлением, поскольку правовой вакуум международной финансовой сферы заполняется не правовыми нормами, отражающими суверенную волю государств, а нормативными положениями модельного характера, основанными на правовой системе государств, заинтересованных в конкретных выгодных результатах.

Международные неправительственные финансовые организации создаются национальными объединениями, союзами (ассоциациями, федерациями) предпринимателей, банковских и биржевых кругов, страховых, налоговых организаций. Они имеют свои уставы и финансируются, как правило, за счет взносов своих участников, преследуют цель содействовать своим членам в развитии международных отношений в соответствующих сферах, координировать политику или действия, выполнять какие-то полезные общие функции, необходимые всему сообществу участников.

Примерами таких организаций являются: Международная ассоциация фондовых бирж, Европейская федерация ассоциаций кредитных институтов, Всемирная ассоциация профессиональных участников фондовых рынков, МАСН, Международная ассоциация налоговых консультантов, Всемирное депозитарное хранение, Международная расчетная палата, Базельский комитет, Международная ассоциация коммерческих банков, Международная ассоциация центральных банков, Международная ассоциация консультантов по управлению, SWIFT и др.

Неправительственные международные организации занимаются разработкой унифицированных правил в той или иной области международной деятельности, имеют консультативный статус при ООН.

Международная торговая палата

Особое место среди них занимает МТП, цель которой способствовать улучшению экономических отношений между странами и решению международных экономических проблем. Членами МТП могут быть частные предприятия, связанные с международной предпринимательской деятельностью.

Нормотворческая деятельность МТП включает рекомендации по составлению контрактов о гарантиях исполнения банковских сделок, транснациональном движении инвестиций, страховании финансовых рисков.

В рамках МТП разрабатываются меры по регулированию предпринимательской деятельности, подготовке кодексов добросовестного поведения в бизнесе, рассматриваются вопросы банковского дела, финансов, страхования и налогообложения.

МТП внесла огромный вклад в унификацию и гармонизацию торговой практики и обычаев, разработав ИНКОТЕРМС, типовые контракты, правила банковского рамбурсирования, общие условия факторинговых, лизинговых банковских операций.

Имея консультативный статус в ООН, МТП поддерживает связи со многими межправительственными и неправительственными организациями, представляет рекомендации МВФ, ВТО, ЮНИДО, ЮНСИТРАЛ и др. В системе МТП имеются Международный арбитражный суд, Институт международного права и практики в сфере бизнеса, Международное бюро торговых палат, Международное морское бюро, Бюро по борьбе с подделками, Бюро по борьбе с экономической преступностью.

Частные коммерческие банки создают международные межбанковские организации по интересам или в связи с технологической необходимостью в банковском деле. Клубы банков образуются там, где возникает нужда в решении общих проблем. Такие клубы, например, организуют осуществление безналичных расчетов за товары/услуги, ценные бумаги посредством зачета взаимных требований. Речь идет о международных межбанковских клиринговых организациях на валютном и фондовом рынке.

Обобщая практику деятельности межбанковских союзов и групп, можно выделить два основных подхода, сложившихся в мировой практике к организации расчетного процесса:

- расчеты в свободно конвертируемой валюте на основе действующих на валютном рынке курсов в соответствии с национальными правилами валютного регулирования каждой из стран;

- расчеты по клиринговой системе, при которой происходит зачет встречных денежных требований и обязательств путем безналичных проводок по клиринговым счетам, открытым уполномоченными банками двух стран друг другу.

Основная часть клиринговых операций совершается на межбанковском уровне между крупными банками по унифицированным правилам договорного регулирования валютных расчетов путем заключения срочных сделок (форвардных, опционов, фьючерсных, сделок своп).

Срочные сделки с валютными ценностями (валютой и ценными бумагами) подразделяются:

- на форвардные, когда обязательства по поставке валютных ценностей строго обязательны для исполнения обеими сторонами;

- опционы, когда покупатель опциона вправе решать, исполнять или не исполнять сделку;

- фьючерсные, когда клиринговые операции осуществляются не конкретным лицом, а централизованно на фондовой бирже;

- сделки своп, когда стороны на основе соглашения обмениваются валютными обязательствами с использованием преимуществ на рынке какой-либо валюты, например путем взаимного кредитования, комбинации двух конверсионных сделок с ценными бумагами.

Деятельность банков в сфере международных клиринговых операций является объектом национального и международного регулирования. Наиболее распространенные формы международных клиринговых операций между участниками межбанковской деятельности включают: инкассо, аккредитив, авансовый платеж, платеж по открытому счету, чек, вексель, банковскую тратту, банковский перевод и другие.

Особую роль в межбанковских клиринговых операциях играют обычаи межбанковской деятельности.

Клиринговые операции между банками регламентируются, в зависимости от той или иной формы расчетов, сводами правил и обычаев, кодифицированных МТП и периодически пересматриваемых. К наиболее известным из них относятся: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассированию товарных документов, Унифицированные правила по банковским гарантиям при расчетах аккредитивами и др.

В 1973 г. в Брюсселе было учреждено SWIFT, что позволило создать Свод унифицированных телекоммуникационных правил межбанковских расчетов, которые способствовали унификации международных клиринговых операций. SWIFT унифицировало переводы, операции с ценными бумагами и другие финансовые операции. Телекоммуникационная сеть SWIFT базируется на нескольких соединенных между собой распределительных центрах обработки информации (они находятся в Бельгии, Нидерландах, США), контролирующих десятки государственных или региональных процессоров. Общество было учреждено представителями 240 банков из 15 стран для автоматизированного ускоренного перемещения финансовых поручений через сеть компьютеров. Фактически функционирует с мая 1977 г. На начало XXI в. в обществе участвовали около 3000 банков, включая филиалы и страховую компанию в Люксембурге, занимающуюся групповым страхованием и перестрахованием рисков. Пользователями системы являются примерно 6000 финансовых учреждений из более 140 стран мира.

Прием банка в систему SWIFT осуществляется решением правления после внесения соответствующего взноса. Каждый банк - участник системы обязан иметь акции. В рамках SWIFT разрабатываются стандарты текстов сообщений, банковские идентификационные коды, коды валют.

В 2002 г. 39 ведущих банков мира, контролирующих около 80 % мирового валютного рынка, создали Банк по непрерывно связанным расчетам (Bank CLS (Continuous Linked Settlements)), превратив его во всемирный клиринговый расчетный центр на валютном рынке. Банку отводится центральная роль в системе межбанковских расчетов по валютным сделкам.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий