Тема 5. Организация бюджетного процесса
1. Понятие и принципы бюджетного процесса.
2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
3. Исполнение федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета.
1 вопрос
(ст. 151-168.6 БК РФ)
Бюджетный процесс – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, ведению бюджетного учета, бюджетной отчетности, осуществлению бюджетного контроля.
Бюджетный процесс состоит из следующих стадий:
1. составление
2. рассмотрение
3. утверждение
4. исполнение бюджета.
Заключительным этапом 4 стадии является составление отчета об исполнении бюджета.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней.
Бюджетный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. принцип единства;
2. принцип полноты стадий бюджетного процесса;
3. принцип самостоятельности;
4. принцип гласности;
5. принцип ежегодности заключается в повторении всех стадий бюджетного процесса ежегодно;
6. принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами в бюджетном процессе заключается в том, что исполнительные органы составляют и исполняют бюджеты, а представительные органы рассматривают и утверждают бюджеты;
7. принцип специализации бюджетных показателей выражается через бюджетную классификацию – это группировка доходов по источникам их получения и расходов по их целевому назначению.
Задачами бюджетного процесса являются:
- определение доходов по их источникам;
- определение расходов по их целевому направлению;
- осуществление бюджетного регулирования;
- ликвидация бюджетного дефицита;
- увеличение бюджетного профицита;
- повышение роли бюджетного планирования.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, Главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, Главные администраторы доходов бюджета, администраторы доходов бюджета, Главные администраторы источников финансирования бюджетного дефицита, администраторы источников финансирования бюджетного дефицита и т.д.
Главными распорядителями являются федеральные органы государственной власти, наделенные правом распределения бюджетных средств по распорядителям и получателям.
К распорядителям бюджетных средств относятся органы субъектов федерации, органы местного самоуправления, наделенные правом распределения бюджетных средств по получателям.
Получатели бюджетных средств – это руководители предприятий, организаций, учреждений, обязанные использовать бюджетные средства строго по целевому назначению.
Бюджетный процесс занимает период времени равный более 3 годам.
2 вопрос
(ст. 169-214 БК РФ)
Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимает Президент РФ, который выступает с Бюджетным посланием перед государственными органами. В Бюджетном послании определяются основные направления бюджетной, налоговой и социальной политики на предстоящий финансовый год.
Всю практическую работу по составлению проекта бюджета проводит Министерство финансов РФ.
I Стадия – составление бюджета.
Стадия составления бюджета проходит в 2 этапа. На первом этапе составляются прогноз социально-экономического развития государства Министерством экономического развития РФ, единый баланс финансовых ресурсов страны, конкретизируются направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год.
На втором этапе Министерство финансов на основе полученных сведений, документов от государственных органов, министерств, ведомств составляет контрольные цифры, показатели федерального бюджета.
Далее, эти показатели для уточнения и дополнения направляются по отдельным ведомствам. Уточненные показатели бюджета вновь возвращаются в Министерство финансов, которое представляет составленный проект бюджета Правительству РФ. Правительство РФ в свою очередь вносит изменения и дополнения в бюджет и передает проект бюджета в Государственную Думу в Комитет по бюджету. На основании заключения Комитета по бюджету Председатель Государственной думы принимает решение либо о принятии бюджета на рассмотрение, либо о возврате его на доработку в Правительство РФ.
II Стадия – рассмотрение бюджета.
Вначале проект бюджета рассматривается комитетами и комиссиями Государственной Думы, которые готовят свои заключения по проекту и передают их в Комитет по бюджету. Комитет по бюджету в свою очередь готовит свое заключение, с которым Председатель комитета выступает на заседании Государственной Думы.
III Стадия – утверждение бюджета. Она проходит в 3-х чтениях:
- в первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета: утверждаются общий объем доходов, общий объем расходов, утверждается профицит, верхний предел бюджетного дефицита, государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.;
- во втором чтении утверждаются перечни главных распорядителей, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджетного дефицита, доходы и расходы по разделам функциональной классификации, распределяются межбюджетные трансферты по субъектам РФ, утверждаются целевые государственные программы, программы государственных внутренних и внешних заимствований и т.д.;
- в третьем чтении утверждается ведомственная классификация расходов бюджета, и законопроект голосуется в целом. Внесение поправок и изменений не допускается.
В случае отклонения проекта бюджета в первом чтении принимается одно из следующих решений:
- создается согласительная комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной думы, Совета Федерации, которая рассматривает возникшие разногласия, принимает по ним решение и вновь представляет бюджет на рассмотрение на заседании Государственной Думы;
- законопроект возвращается на доработку в Правительство РФ;
- ставится вопрос о недоверии Правительству РФ.
Принятый Государственной Думой бюджет в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. В течение следующих 14 дней Совет Федерации либо утверждает бюджет, либо его отклоняет. В случае отклонения создается согласительная комиссия из депутатов Государственной Думы, представителей Совета Федерации и Правительства РФ, которые рассматривают возникшие разногласия и представляют бюджет Государственной Думе для утверждения в одном чтении. Бюджет может быть принят Государственной думой в старой редакции, т.е. без изменений внесенных Согласительной комиссией, если за него проголосует не менее 2/3 депутатов Государственной думы.
Утвержденный Советом Федерации бюджет в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает бюджет, либо не подписывает. В случае отклонения Президентом РФ бюджета создается согласительная комиссия, куда включается представитель Президента РФ. Принятый и подписанный Президентом РФ бюджет вступает в силу с 1 января финансового года.
3 вопрос
(ст. 215-273 БК РФ)
Исполнение бюджета осуществляется практически всеми органами государственной власти, а именно обеспечивается исполнительными органами.
Исполнение доходной части бюджета обеспечивают налоговые органы, которые осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение расходной части бюджета обеспечивают финансовые органы. По действующему законодательству кассовое исполнение бюджета возложено на органы казначейства, которые регистрируют все поступления в бюджет, определяют объемы и сроки принятия бюджетных обязательств, открывают и закрывают бюджетные счета, определяют правовой режим этих счетов, регулируют взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных фондов, осуществляют управление государственным долгом. Все операции с бюджетными средствами регистрируются в Главной казначейской книге, которая является основанием при подготовке отчета об исполнении бюджета.
Исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом. Бюджетная роспись - это документ, в котором отражены источники получения доходов, целевое направление расходов с их поквартальной разбивкой согласно бюджетной классификации. Бюджетные росписи составляются главными распорядителями, которые передают их Министерству финансов для составления сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись утверждается Министром финансов.
Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств,
- подтверждение денежных обязательств,
- санкционирование оплаты денежных обязательств,
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Закрытие бюджета осуществляется 31 декабря. После 25 декабря запрещается принятие бюджетных обязательств. До 28 декабря должны быть исполнены ранее принятые бюджетные обязательства. 31 декабря закрываются все счета бюджета, остаток денежных средств зачисляются на счета будущего бюджета.
После завершения бюджетного года начинается работа над составлением отчета. Отчет об исполнении бюджета составляется на основе полученных квартальных, полугодовых, годовых отчетов от отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти Минфином, который передает его в Правительство РФ, а Правительство РФ представляет Государственной Думе (в Счетную палату РФ для осуществления внешней проверки).
Счетная палата РФ готовит свое заключение, с которым Председатель Счетной палаты выступает на заседании Государственной Думы. С докладами могут выступить также Директор федерального казначейства, Министр финансов, представляющие информацию о ходе исполнения бюджета, Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор с информацией о (допущенных) совершенных бюджетных правонарушениях и преступлениях в истекшем финансовом году.
После чего Государственная Дума отчет либо утверждает, либо отклоняет.
В случае принятия, отчет оформляется в виде закона, в котором указываются: какие статьи бюджета исполнены, какие не исполнены, причины не исполнения, показатели снижения или повышения бюджетного дефицита, профицита, государственного долга и др.
В случае не утверждения отчета, Государственная Дума вправе поставить вопрос о недоверии Правительству РФ.
1. Понятие и принципы бюджетного процесса.
2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
3. Исполнение федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета.
1 вопрос
(ст. 151-168.6 БК РФ)
Бюджетный процесс – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, ведению бюджетного учета, бюджетной отчетности, осуществлению бюджетного контроля.
Бюджетный процесс состоит из следующих стадий:
1. составление
2. рассмотрение
3. утверждение
4. исполнение бюджета.
Заключительным этапом 4 стадии является составление отчета об исполнении бюджета.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней.
Бюджетный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. принцип единства;
2. принцип полноты стадий бюджетного процесса;
3. принцип самостоятельности;
4. принцип гласности;
5. принцип ежегодности заключается в повторении всех стадий бюджетного процесса ежегодно;
6. принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами в бюджетном процессе заключается в том, что исполнительные органы составляют и исполняют бюджеты, а представительные органы рассматривают и утверждают бюджеты;
7. принцип специализации бюджетных показателей выражается через бюджетную классификацию – это группировка доходов по источникам их получения и расходов по их целевому назначению.
Задачами бюджетного процесса являются:
- определение доходов по их источникам;
- определение расходов по их целевому направлению;
- осуществление бюджетного регулирования;
- ликвидация бюджетного дефицита;
- увеличение бюджетного профицита;
- повышение роли бюджетного планирования.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, Главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, Главные администраторы доходов бюджета, администраторы доходов бюджета, Главные администраторы источников финансирования бюджетного дефицита, администраторы источников финансирования бюджетного дефицита и т.д.
Главными распорядителями являются федеральные органы государственной власти, наделенные правом распределения бюджетных средств по распорядителям и получателям.
К распорядителям бюджетных средств относятся органы субъектов федерации, органы местного самоуправления, наделенные правом распределения бюджетных средств по получателям.
Получатели бюджетных средств – это руководители предприятий, организаций, учреждений, обязанные использовать бюджетные средства строго по целевому назначению.
Бюджетный процесс занимает период времени равный более 3 годам.
2 вопрос
(ст. 169-214 БК РФ)
Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимает Президент РФ, который выступает с Бюджетным посланием перед государственными органами. В Бюджетном послании определяются основные направления бюджетной, налоговой и социальной политики на предстоящий финансовый год.
Всю практическую работу по составлению проекта бюджета проводит Министерство финансов РФ.
I Стадия – составление бюджета.
Стадия составления бюджета проходит в 2 этапа. На первом этапе составляются прогноз социально-экономического развития государства Министерством экономического развития РФ, единый баланс финансовых ресурсов страны, конкретизируются направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год.
На втором этапе Министерство финансов на основе полученных сведений, документов от государственных органов, министерств, ведомств составляет контрольные цифры, показатели федерального бюджета.
Далее, эти показатели для уточнения и дополнения направляются по отдельным ведомствам. Уточненные показатели бюджета вновь возвращаются в Министерство финансов, которое представляет составленный проект бюджета Правительству РФ. Правительство РФ в свою очередь вносит изменения и дополнения в бюджет и передает проект бюджета в Государственную Думу в Комитет по бюджету. На основании заключения Комитета по бюджету Председатель Государственной думы принимает решение либо о принятии бюджета на рассмотрение, либо о возврате его на доработку в Правительство РФ.
II Стадия – рассмотрение бюджета.
Вначале проект бюджета рассматривается комитетами и комиссиями Государственной Думы, которые готовят свои заключения по проекту и передают их в Комитет по бюджету. Комитет по бюджету в свою очередь готовит свое заключение, с которым Председатель комитета выступает на заседании Государственной Думы.
III Стадия – утверждение бюджета. Она проходит в 3-х чтениях:
- в первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета: утверждаются общий объем доходов, общий объем расходов, утверждается профицит, верхний предел бюджетного дефицита, государственного внутреннего и внешнего долга и т.д.;
- во втором чтении утверждаются перечни главных распорядителей, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджетного дефицита, доходы и расходы по разделам функциональной классификации, распределяются межбюджетные трансферты по субъектам РФ, утверждаются целевые государственные программы, программы государственных внутренних и внешних заимствований и т.д.;
- в третьем чтении утверждается ведомственная классификация расходов бюджета, и законопроект голосуется в целом. Внесение поправок и изменений не допускается.
В случае отклонения проекта бюджета в первом чтении принимается одно из следующих решений:
- создается согласительная комиссия из представителей Правительства РФ, Государственной думы, Совета Федерации, которая рассматривает возникшие разногласия, принимает по ним решение и вновь представляет бюджет на рассмотрение на заседании Государственной Думы;
- законопроект возвращается на доработку в Правительство РФ;
- ставится вопрос о недоверии Правительству РФ.
Принятый Государственной Думой бюджет в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. В течение следующих 14 дней Совет Федерации либо утверждает бюджет, либо его отклоняет. В случае отклонения создается согласительная комиссия из депутатов Государственной Думы, представителей Совета Федерации и Правительства РФ, которые рассматривают возникшие разногласия и представляют бюджет Государственной Думе для утверждения в одном чтении. Бюджет может быть принят Государственной думой в старой редакции, т.е. без изменений внесенных Согласительной комиссией, если за него проголосует не менее 2/3 депутатов Государственной думы.
Утвержденный Советом Федерации бюджет в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает бюджет, либо не подписывает. В случае отклонения Президентом РФ бюджета создается согласительная комиссия, куда включается представитель Президента РФ. Принятый и подписанный Президентом РФ бюджет вступает в силу с 1 января финансового года.
3 вопрос
(ст. 215-273 БК РФ)
Исполнение бюджета осуществляется практически всеми органами государственной власти, а именно обеспечивается исполнительными органами.
Исполнение доходной части бюджета обеспечивают налоговые органы, которые осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет налоговых и неналоговых доходов.
Исполнение расходной части бюджета обеспечивают финансовые органы. По действующему законодательству кассовое исполнение бюджета возложено на органы казначейства, которые регистрируют все поступления в бюджет, определяют объемы и сроки принятия бюджетных обязательств, открывают и закрывают бюджетные счета, определяют правовой режим этих счетов, регулируют взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных фондов, осуществляют управление государственным долгом. Все операции с бюджетными средствами регистрируются в Главной казначейской книге, которая является основанием при подготовке отчета об исполнении бюджета.
Исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом. Бюджетная роспись - это документ, в котором отражены источники получения доходов, целевое направление расходов с их поквартальной разбивкой согласно бюджетной классификации. Бюджетные росписи составляются главными распорядителями, которые передают их Министерству финансов для составления сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись утверждается Министром финансов.
Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств,
- подтверждение денежных обязательств,
- санкционирование оплаты денежных обязательств,
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
Закрытие бюджета осуществляется 31 декабря. После 25 декабря запрещается принятие бюджетных обязательств. До 28 декабря должны быть исполнены ранее принятые бюджетные обязательства. 31 декабря закрываются все счета бюджета, остаток денежных средств зачисляются на счета будущего бюджета.
После завершения бюджетного года начинается работа над составлением отчета. Отчет об исполнении бюджета составляется на основе полученных квартальных, полугодовых, годовых отчетов от отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти Минфином, который передает его в Правительство РФ, а Правительство РФ представляет Государственной Думе (в Счетную палату РФ для осуществления внешней проверки).
Счетная палата РФ готовит свое заключение, с которым Председатель Счетной палаты выступает на заседании Государственной Думы. С докладами могут выступить также Директор федерального казначейства, Министр финансов, представляющие информацию о ходе исполнения бюджета, Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор с информацией о (допущенных) совершенных бюджетных правонарушениях и преступлениях в истекшем финансовом году.
После чего Государственная Дума отчет либо утверждает, либо отклоняет.
В случае принятия, отчет оформляется в виде закона, в котором указываются: какие статьи бюджета исполнены, какие не исполнены, причины не исполнения, показатели снижения или повышения бюджетного дефицита, профицита, государственного долга и др.
В случае не утверждения отчета, Государственная Дума вправе поставить вопрос о недоверии Правительству РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий