пятница, 15 марта 2024 г.

Тема 4. Международное валютное право

 

ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРАВО

 

1.     Предмет Международного валютного права

Международное валютное право регулирует международное сотрудничество государств в валютной сфере и содержит международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области валютных отношений.

Финансовые кризисы обострили потребность в более эффективном правовом регулировании мировой экономики и обслуживающих ее международных валютно-финансовых отношениях как на государственном, так и на международном уровнях и доказали потребность в усилении многосторонних механизмов такого регулирования. В первую очередь требуется четкое правовое регулирование тех валютных отношений и операций, которые затрагивают интересы всех или большинства стран.

Международное валютное право должно сыграть положительную роль в своевременном выявлении надвигающихся кризисов, их предупреждении и преодолении от возможных отрицательных последствий.

В условиях интеграции государств в мировую валютную систему усиливается роль международного валютного права, поэтому оно будет все больше утверждаться на региональном и универсальном уровне, что связано, в том числе, со стремлением многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные со своими платежными балансами, и решить проблемы возврата иностранных кредитов.

Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все международно-правовые средства, методы и механизмы международно-правового регулирования трансграничных перемещений иностранной валюты.

Международное валютное право – это институт МФП, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного публичного права, в процессе совершения валютных операций резидентами и нерезидентами, осуществления валютного регулирования и валютного контроля.

Целью международного валютного права является также устранение препятствий для межгосударственных валютных операций. Государства вынуждены определенные вопросы валютных отношений выносить на совместное международно-правовое регулирование.

Всё чаще объектом такого регулирования становятся внутренние правовые режимы. Во внутригосударственном праве различаются правовые режимы для резидентов и нерезидентов.

В международных валютных отношениях одним из основных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а именно – внутригосударственные правовые режимы, определяющие, насколько открытой для иностранцев является валютная система данного государства. Внутренний правовой режим определяет статус иностранных валют в данном государстве и виды валютных инструментов, используемых в данном государстве.

Предметом международного валютного права являются международные валютные отношения:

1) Возникающие по поводу установления валютного курса, т.е. определения цены национальной валюты, выраженной в валюте иностранного государства, поскольку валюта сама становится товаром, предметом купли-продажи на валютных рынках.

2) Возникающие по поводу операций с валютными ценностями государства в целях достижения их целей;

3) Возникающие между субъектами в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности с использованием иностранной валюты;

4) Возникающие в процессе государственного регулирования правоотношений с иностранной валютой, в том числе порядка совершения операций с валютными ценностями;

5) Возникающие по поводу осуществления валютного регулирования и валютного контроля.

Таким образом, международные валютные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе обращения валютных ценностей в мировой экономике. Именно такие отношения регулируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Сферами международных валютных отношений являются

      обслуживание внешней задолженности государств;

      регулирование международных и национальных валютных рынков;

      регламентация организационно-правовых форм валютного сотрудничества.

Нормы международного валютного права регулируют правоотношения в рамках современной мировой валютной системы. Международная валютная система – одна из подсистем международной финансовой системы. Мировая валютная система - это форма организации валютных отношений в рамках международных финансовых отношений, регламентированных межгосударственными соглашениями.

Элементами мировой валютной системы являются: валюты, процедуры обмена валют, условия обратимости валют, использование иностранной валюты в расчетных отношениях, режим мировых валютных рынков.

Валютные отношения между странами выстраиваются в рамках валютной системы. В ходе своего развития она претерпевала определенные изменения. В общей сложности мировая валютная система изменялась четыре раза. Каждый раз проводились международные конференции, и принимался ряд решений. Валютная система получала название в соответствии с названием города, где проводилось собрание.

Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств.

Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото).

Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото по официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать.

После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции.

У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов.

Международный валютный рынок продолжает оставаться нерегулируемым и неподконтрольным ни одной из международных финансовых организаций. Главными действующими лицами на международном валютно-финансовом рынке являются наиболее «развитые» в экономическом плане государства и их национальные банки.

Между международным валютным правом и национальным валютным правом существуют функциональные взаимосвязи. В международных финансовых отношениях, так же как и в международных валютных отношениях, отчетливо прослеживается тенденция перехода норм международного права в нормы внутригосударственного права, наблюдается усиление воздействия международного финансового права на национальные системы регулирования финансовых отношений, происходит активизация процесса унификации финансового законодательства различных стран.

В предмете регулирования международного валютного права сочетаются организационные и имущественные элементы. Так, например, некоторые государства, международные валютно-кредитные организации, государственные банки, как участники валютного сотрудничества, в одних случаях выполняют организационные функции, а в других - являются непосредственными участниками конкретных валютных отношений.

Государства издают нормативные акты, регулирующие валютные отношения; на основании договоренности двух или более государств вырабатываются международно-правовые нормы, определяющие основные направления развития международных валютных связей. Они относятся к организационным мерам, касающимся широкой области международного валютного сотрудничества.

Другим примером выполнения государством организационных функций является заключение международных соглашений иного типа. По ним государства принимают на себя обязательства относительно организации конкретных международных кредитных и расчетных отношений (в частности, в рамках долгосрочных программ сотрудничества); при этом обычно определяются общий правовой режим и основные условия валютных операций (субъектами валютных отношений по таким соглашениям являются не государства, а национальные банки).

Действие норм валютного права ограничено территорией своего государства и потому его применение на территории иностранных государств исключается. Если внешнеэкономическая сделка частично подлежит исполнению за границей и один из её участников - иностранное физическое или юридическое лицо, то на неё распространяется действие норм валютного права этой страны.

Принцип «территориальности» имеет большое значение при регулировании валютных отношений. Валютное право территориально настолько, насколько оно по воле законодателя действует исключительно на собственной территории. Но это еще не является доказательством того, что валютное право не может действовать трансгранично. Валютное право по самой своей природе предназначено для защиты национальных интересов государств, оно нацелено на обеспечение правопорядка в валютной сфере.

Органы международных финансово-кредитных организаций осуществляют финансовый надзор за соблюдением государствами – членами правил поведения в финансовой (валютной) сфере, МВФ и Всемирный банк несут ответственность за состояние мировой валютно-финансовой системы.

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касаю­щихся валютных резервов государств. Государства самостоятель­но определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резер­вов отдельных государств способны воздействовать на валютные курсы, между­народную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, нахо­дится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состо­яние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Таким образом, Международное валютное право активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гар­монизируя его. Международное валютное право в каком-то смыс­ле состыковывает национальные валютные системы для обеспе­чения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

 

1.  Основные направления международно-правового регулирования валютных отношений

Процессы глобализации наиболее ярко проявляются в валютной сфере, что влечет за собой расширение международного валютного сотрудничества как между государствами, так и между предпринимателями. Российские предприниматели активно осваивают валютное пространство иностранных государств. Для успешного ведения кредитно-расчетной деятельности на территории иностранного государства необходимо ориентироваться в валютном законодательстве данного государства.

Изменения в валютном режиме различных государств, связанные с международными требованиями унификации валютного регулирования и контроля, позволили резидентам самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами.

Однако с развитием международных валютных отношений и расширением расчетных операций валютные системы государств претерпели значительные изменения, и сегодня их отождествление с международной валютной системой, мягко говоря, некорректно. Безоговорочно относя валютную систему, сложившуюся в США, к "добросовестной валютной системе", не уделяется серьезного внимания вопросам современной оценки эффективности международно-правовых основ валютного регулирования и контроля, заложенных МВФ.

Процессы глобализации коснулись и развития международного валютного права, где заметно влияние европейского валютного регулирования, усиления роли банковского законодательства, страхования, унификации основных гражданско-правовых институтов. В этой связи основные направления международно-правового регулирования валютных отношений определены задачами обеспечения единства мирового валютного режима в условиях растущей специфики регулирования национальных валютных рынков.

Базовыми правовыми принципами валютного регулирования и валютного контроля, сформировавшимися в международной практике валютных отношений являются:

- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

- единство внешней и внутренней валютной политики государства;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Международно-правовое регулирование валютных отношений на территории государств, не имеющих свободно конвертируемую валюту, направлено на определение специфики осуществления валютных операций резидентами  и нерезидентами в целях обеспечения унификации и гармонизации норм международного валютного регулирования и контроля.

Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства является валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (евро).

Мировая практика показывает, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

- с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

- с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов);

- с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

- с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций;

- с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);

- с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой:

- переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковские счета (вклады) в уполномоченные банки на территории государства;

- валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории национального государства с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Внутренний валютный рынок государства контролируется центральным (национальным) банком государства, где купля-продажа иностранной валюты производится только через уполномоченные банки по правилам межбанковской валютной биржи. Для кредитных организаций установлены требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты.

В целях обеспечения стабильности национального валютного рынка резиденты соблюдают установленные требования:

- резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов;

- резиденты вправе переводить на свои счета, открытые в банках за пределами территории, средства со своих счетов в уполномоченных банках или других своих счетов, открытых в банках за пределами территории, в ограниченных пределах;

- на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ;

- резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами территории, за исключением валютных операций между резидентами, установленными в специальном перечне центрального банка государства.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм международного валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений международных и национальных норм валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право:

- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

- обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц:

- на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Центральные банки государств являются основными органами валютного регулирования и выполняют следующие функции:

- определяют сферу и порядок обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издают нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

- проводят все виды валютных операций;

- устанавливают правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с валютой;

- устанавливают порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами государств;

- готовит и публикует статистику валютных операций по принятым международным стандартам.

 

3. Договорные основы деятельности Международного валютного фонда

Значительное влияние на международное и национальное валютное регулирование и контроль оказывает деятельность МВФ как специализированного учреждения ООН.

Цели МВФ следующие:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

- содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

- за счет временного предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них стабильность платежной системы, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

- ограничивать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Основными нормами валютного регулирования международного платежного баланса выступают нормы о квотах и взносах в МВФ. Для каждого государства-члена устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования. Не реже чем через каждые пять лет Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот и, если он считает это целесообразным, вносит предложение об изменении размеров квот по просьбе государства.

МВФ может выступать с предложением об увеличении квот государств - членов МВФ. Для любого изменения квот необходимо большинство в 85 % от общего числа голосов.

Важнейшими задачами правового регулирования международной валютно-финансовой системы являются: создание организационно-правовых и финансовых условий, способствующих обмену товарами и услугами, движению капитала между странами; поддержание устойчивого экономического роста; непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности каждого государства-члена.

В целях решения этих задач каждое государство обязано:

- сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов;

- принимать правовые меры, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств;

- стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, которые предотвращают возникновение непредсказуемых сбоев;

- избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях одностороннего обеспечения стабильности платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами.

МВФ осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, а также контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств. Он ведет строгий надзор за политикой государств-членов в отношении их обменных курсов и устанавливает конкретные принципы. Принципы, принимаемые МВФ, содействуют режиму сотрудничества, на основе которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валют других государств-членов.

Государство-член имеет право на покупку у МВФ валют других государств за эквивалентную сумму собственной валюты при выполнении следующих условий:

- использование общих ресурсов МВФ государством-членом соответствует положениям Соглашения об МВФ и принятым исходя из них правилам;

- государство-член представляет заявление о том, что оно имеет потребность в покупке валюты в связи с состоянием его платежного баланса и его резервов или с динамикой его резервов;

- предполагаемая покупка будет представлять собой покупку в рамках резервной доли либо не приведет к увеличению авуаров Фонда в валюте государства-члена, совершающего покупку, свыше 200 % от квоты последнего.

МВФ может продавать золото за валюту любого государства-члена после проведения консультации с государством-членом, за валюту которого продается золото, при условии, что авуары МВФ в валюте государства-члена, хранящейся на счете общих ресурсов, не увеличиваются за счет такой продажи выше уровня, при котором на них будут начисляться сборы.

Для восполнения на счете общих ресурсов своих авуаров в валюте любого государства-члена, необходимых в связи с его сделками, Фонд может, если он считает такое действие целесообразным, принять одну из следующих мер:

- предложить государству-члену, чтобы последний предоставил МВФ в ссуду свою валюту на условиях, согласованных между Фондом и таким государством-членом, либо чтобы МВФ с согласия такого государства-члена взял в ссуду такую валюту из какого-либо иного источника в рамках или за пределами территорий такого государства-члена, но ни одно государство-член не несет никаких обязательств по предоставлению таких ссуд Фонду, либо по представлению своего согласия на заем Фондом его валюты из любого иного источника;

- потребовать от государства-члена, если последнее является участником, продать свою валюту МВФ за специальные права заимствования, хранящиеся на счете общих ресурсов.

Если МВФ приходит к заключению о возникновении общего дефицита определенной валюты, он может проинформировать об этом государства-члены и выпустить доклад, в котором раскрываются причины такого дефицита и содержатся рекомендации, направленные на его устранение.

Если МВФ становится очевидно, что спрос на валюту государства-члена серьезно угрожает способности Фонда обеспечивать предложение такой валюты, МВФ официально объявляет такую валюту дефицитной и с этого момента распределяет имеющуюся и накапливающуюся массу дефицитной валюты с должным учетом относительных потребностей государств-членов, общего международного экономического положения.

Исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым Соглашением об МВФ, не может осуществляться на территориях ни одного государства-члена. Кроме того, государства-члены по взаимному согласию могут сотрудничать в применении мер, направленных на повышение действенности контроля валютных операций.

МВФ может требовать от государств-членов предоставления ему такой информации, которую он считает необходимой для ведения его дел, включая в качестве минимума, требующегося для действенного выполнения его функций, данные о стране по следующим позициям:

- официальные авуары, в стране и за рубежом, в золоте, в иностранной валюте;

- авуары, в стране и за рубежом, банковских и финансовых учреждений, не являющихся официальными учреждениями, в золоте, в иностранной валюте;

- добыча золота;

- экспорт и импорт золота по странам назначения и происхождения;

- общий объем экспорта и импорта товаров, представленный по стоимости в национальной валюте, по странам назначения и происхождения;

- внешний платежный баланс, включая: торговлю товарами и услугами, операции с золотом, отраженные операции с капиталом, прочие статьи;

- баланс международных инвестиций, т.е. заграничное владение инвестициями на территориях государства-члена и инвестиции за границей, принадлежащие лицам на его территориях, насколько возможно предоставление такой информации;

- национальный доход;

- индексы цен, т.е. индексы товарных цен на оптовых и розничных рынках и цен экспорта и импорта;

- курсы покупки и продажи иностранных валют;

- правила валютных операций, т.е. всесторонний отчет о правилах валютных операций, действующих на момент вступления в МВФ, и подробное изложение последующих изменений, по мере того как они происходят;

- при существовании официальных механизмов клиринга - данные о суммах, ожидающих клиринга по торговым и финансовым операциям, а также о сроке, в течение которого такая задолженность по платежам оставалась непогашенной.

В своих запросах на получение информации МВФ принимает во внимание различные возможности государств-членов по предоставлению запрашиваемых данных. На государства-члены не возлагаются обязанности по предоставлению настолько подробной информации, чтобы в ней раскрывалась деятельность отдельных физических лиц и корпораций. При этом государства-члены обязуются предоставлять желаемую информацию в настолько подробной и точной форме, насколько это представляется практически осуществимым, и по возможности избегать использования простых оценок. По договоренности с государствами-членами Фонд может организовать получение дополнительной информации. Он выступает в качестве центра сбора данных и обмена информацией по валютным и финансовым проблемам, облегчая тем самым подготовку исследований, направленных на оказание помощи государствам-членам в разработке мер политики, способствующих выполнению целей МВФ.

Распределение чистого дохода МВФ за год осуществляется государствам-членам пропорционально их квотам. МВФ может в любой момент, большинством в 70 % от общего числа голосов, принять решение о распределении любой части общего резерва. Например, он может принять решение о переводе на инвестиционный счет части выручки от продажи золота, или принять решение о переводе валют, хранящихся на счете общих ресурсов, на инвестиционный счет для немедленного инвестирования.

МВФ старается инвестировать валюту в свободно обращающиеся обязательства (ценные бумаги) государств-членов или в свободно обращающиеся обязательства МФО. При этом ни одна инвестиция не производится без согласия государства-члена, валюта которого используется для такой инвестиции.

МВФ может использовать хранящуюся на инвестиционном счете валюту государства-члена для приобретения валют, необходимых для покрытия расходов на ведение дел Фонда.

Инвестиционный счет закрывается в случае ликвидации МВФ, либо размеры инвестиций могут быть сокращены. При сокращении МВФ размеров инвестиций часть сокращения, соответствующая отношению активов, переведенных на инвестиционный счет, перечисляется на счет специальных выплат, если последний не был закрыт, а остальная часть сокращения перечисляется на счет общих ресурсов для немедленного использования в операциях и сделках.

МВФ публикует годовой отчет, содержащий справку о состоянии своих счетов, прошедшую аудиторскую проверку, и через каждые три месяца или чаще издает сводную ведомость, отражающую его операции и сделки, а также его авуары в специальных правах заимствования, золоте и валютах государств-членов.

МВФ имеет право в любой момент в неофициальном порядке сообщить любому государству-члену о своей позиции по любому вопросу, возникающему в рамках Соглашения об МВФ. Большинством в 70 % от общего числа голосов МВФ может принять решение об опубликовании доклада, представленного государству-члену в отношении условий, складывающихся в денежно-кредитной или экономической сфере государства.

Значительное количество норм Соглашения об МВФ посвящено его депозитарной деятельности. Каждое государство-член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров МВФ в своей валюте.

МВФ может хранить активы, включая золото, в депозитариях, назначаемых пятью государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и в иных депозитариях по выбору МВФ. При этом все переводы золота производятся с должным учетом расходов на перевозку и предполагаемых потребностей МВФ. В чрезвычайных обстоятельствах Исполнительный совет может перевести все или любую часть авуаров Фонда в золоте в любое место, где им может быть обеспечена адекватная защита.

Целью международного валютного контроля является обеспечение соблюдения условий валютного регулирования МВФ при осуществлении валютных операций. В соответствии с Договором о создании МВФ 1945 г. члены МВФ взяли на себя обязательства вводить валютные ограничения только по согласованию с МВФ. Это обязательство отражено в ст. 4 и 5 Договора о МВФ, где предусматривается необходимость максимально широкой отмены подобных ограничений. Договор о МВФ решительно выступает против практики регулирования международных платежей с помощью односторонних мер или двусторонних соглашений.

В Договоре акцент делается на совместных действиях членов МВФ и их международном сотрудничестве в валютно-финансовой сфере, а коллизионные нормы призваны обеспечить в рамках частных обязательственных отношений действие ограничений международному движению платежей и капиталов одних стран - членов МВФ в другие. Такой подход основан на признании частноправового характера международного движения платежей и капиталов, на которое государство хочет и должно оказывать воздействие, вводя ограничения.

Договор о МВФ ограничивает компетенцию МВФ в том, что касается валютного контроля, поскольку государства вправе ограничивать движение капитала, но это не должно оказывать отрицательного влияния на текущие сделки и задерживать перевод платежей.

Из текста редакции Договора о МВФ 1978 г. вытекает, что одной из "теневых" целей МВФ в международной валютной системе является создание "стимулирующих условий" движения капиталов между странами. Однако контроль за валютной политикой государств в области обменных курсов их валют тесно связан с функцией МВФ по финансированию дефицитов платежных балансов. Это проявление распределительной функции мировых финансов, когда членам МВФ предоставляются средства из фондов МВФ на устранение своих внутренних финансовых диспропорций в целях снижения риска введения жесткого валютного регулирования.

Договор о МВФ нацелен на достижение путем финансирования сбалансированного экономического роста во всем мире. Подобное финансирование, кроме положительных факторов, чревато зависимостью от иностранных кредиторов и делает экономику государств подверженным отрицательному влиянию колебаний цен на мировых рынках и изменений ситуации на международных валютных рынках. Свободная конвертируемость валют членов МВФ изначально лежит в основе его функционирования. По этой причине Бреттон-Вудское соглашение запрещает странам-членам вводить ограничения на платежи и переводы по текущим сделкам без согласия МВФ. В МВФ существует резкое различие между ограничениями на текущие международные платежи и на движение капиталов. То же самое справедливо и в отношении ОЭСР, которая разработала отдельные кодексы, касающиеся либерализации международных платежей и международных капиталов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий