среда, 28 февраля 2024 г.

Тема 1. Международное финансовое право в правовой системе России

 

1.     Понятие и функции мировых финансов

К дискуссионным в науке МФП и финансового права относятся вопросы о юридической природе и границах финансовых правоотношений. Одни ученые считают, что публичные финансы и финансовые правоотношения возникают в сфере государственного и корпоративного управления при распределении и перераспределении финансовых ресурсов на торговые и инвестиционные цели. Другие рассматривают финансы и финансовые правоотношения как смешанную категорию публичного и частного интереса, включая в состав финансов все виды денежного обращения.

Доктрина публичного права исходит из определения международных финансовых правоотношений как сугубо властных, управленческих и организационных, оставляя на последнем плане их имущественный характер. Тем самым она придерживается точки зрения, что мировые финансы опосредуют только перераспределительные отношения (налоговые, контрольные). Современная доктрина МФП расширяет сферу международных финансовых правоотношений, показывая, что контроль за распределением мировых финансов на уровне публичных и частных субъектов (расчеты, рынок финансовых услуг, валютный рынок, кредитные отношения и др.) имеет прямое влияние на перераспределение финансов через правовой механизм регулирования международного финансового оборота.

Хотя международное перераспределение финансов и их обмен отражают разные виды движения финансовых средств, международный финансовый надзор за соблюдением норм МФП единый. Поэтому с точки зрения единства международной финансовой дисциплины и контроля логично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях оборота мировых финансов, к международным финансовым правоотношениям. Разные виды международных финансовых отношений, выраженные в различных экономических формах (ценные бумаги, инвестиции, валютные операции, налоги, страховые выплаты, кредиты, расчеты) с позиций МФП являются объектом международного финансового мониторинга.

Отношения, связанные с формированием, распределением, использованием мирового дохода, составляют содержание категории "мировые финансы".

В международной финансовой деятельности финансовые (денежные) средства выполняют валютно-расчетную, торгово-кредитную, распределительную и контрольную функции.

Благодаря международно-правовому и национальному правовому обеспечению этих функций финансы обслуживают мировой хозяйственный оборот и воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С их помощью осуществляется, прежде всего, сбалансированность мировой валютной и кредитной системы, обеспечиваются денежными средствами торговые и финансовые рынки.

Валютно-расчетная функция мировых финансов является важнейшей и старейшей функцией мировых финансов, поскольку обеспечивает международное торговое сотрудничество государств. Именно через эту функцию ярче всего проявляется "периодичность" изменений международных валютных режимов, обусловленная трансформацией финансовых систем государств, национальных и интеграционных товарных и валютных рынков.

Торгово-кредитная функция мировых финансов, направленная на финансирование торгового оборота во внешнеэкономической деятельности государств, регламентируется международно-правовыми нормами банковской деятельности. Транснациональные банки и национальные центральные банки, как основные частные субъекты МФП, составляют единую систему мирового банковского кредитования и расчетов во внешней торговле. Банки, иные кредитные и финансовые организации являются основными участниками торговли финансовыми ресурсами и услугами.

Распределительная функция позволяет обеспечивать государственные, корпоративные и транснациональные потребности субъектов международных финансовых отношений, распределяя инвестиционные ресурсы для обеспечения развития производственной и непроизводственной сферы. Усиление финансового воздействия на мировую экономику требует постоянного совершенствования финансово-правовых основ распределительного механизма финансов, более полного воплощения в нем свойств, присущих распределительной функции финансов.

Контрольную функцию мировых финансов обеспечивают нормы МФП о мониторинге движения финансовых ресурсов на финансовых рынках, в процессе накопления, капитализации, расчетов, заимствования, налогообложения, перераспределения. Поскольку финансы пронизывают все международные имущественные отношения и все уровни торговли, кредитования, расчетов и инвестиций, они выступают универсальным средством надзора (мониторинга) и финансового анализа со стороны государств и международного сообщества за добросовестным производством, распределением и обращением мирового общественного продукта.

Благодаря контрольной функции мировых финансов, государства противодействуют финансовым правонарушениям, знают, как складываются пропорции мировых рынков, насколько своевременно осуществляются международные расчеты, как кредитные ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов международной финансовой деятельности. Международно-правовое регулирование контрольной функции финансов осуществляется не изолированно, а в тесном единстве с правовым регулированием организации международной финансовой деятельности.

Контрольная функция, объективно присущая мировым финансам, может реализовываться через разные процедурные и процессуальные правоотношения. Степень и глубина реализации международного контроля и надзора во многом определяются состоянием международной финансовой дисциплины, которая обязательна для всех государств, организаций и физических лиц. Требования международной финансовой дисциплины определяются общими принципами МФП, формирующимися международными организациями на основе специфических условий функционирования мировых финансов.

Таким образом, в нормах МФП о валютно-расчетной, торгово-кредитной, распределительной и контрольной функциях мировых финансов находит отражение единство правовой регламентации международных, денежных, торговых, кредитных, информационных и иных связанных с ними сторон финансовых отношений.

Понятие международной финансовой системы

Международная финансовая система составляет основу всей мировой экономики.  В финансовой сфере особенно жестко сталкиваются национальные и групповые интересы отдельных государств и их организаций. Эти интересы воплощаются в нормы международного финансового права, и оно превращается в инструмент глобальной политики и стратегии, в механизм поддержания правопорядка, быть может, не вполне справедливого...

В самом общем плане все общественное пространство, в котором обращаются деньги, осуществляется трансграничное движение финансовых ресурсов и лиц (поставщиков/получателей финансовых ресурсов) в определенных правовых и международно-правовом режимах, называется международной финансовой системой (МФС).

Можно выделить следующие элементы МФС:

- объектно-предметная сфера - это международные финансовые отношения (МФО), т.е. объект нормативного регулирования в международной финансовой системе;

- институционально-субъектная сфера - это все участники МФО; частные и публичные лица, которые являются поставщиками и/или получателями финансовых ресурсов.

- регулятивная (или нормативная) сфера – это все виды норм, регулирующих МФО, а именно: нормы внутреннего права государств, международно-правовые нормы, разного рода неправовые нормы;

- функциональная сфера - это способы, приемы, методы, используемые при управлении МФС, в обеспечение порядка и эффективности данной системы;

- идеологическая сфера – это идеологический фон международной финансовой системе задают установки по вопросам суверенитета в отношении финансовой проблематики, на роль тех или иных мировых валют, обоснование конвертируемости или неконвертируемости валют и т.п.

"Денежное пространство” связывает воедино физических, юридических лиц и государство; оно связывает воедино государства между собой; оно прямо касается проблематики международной торговли, инвестиций, экономики в целом, внутренних и внешних экономических функций государства и др.

МФС - сложное явление, в которой можно выделить: международные платежно-расчетные отношения, международные валютные отношения, международные кредитные отношения и др.

В свою очередь, МФС является составляющей международной экономической системы, а та, в свою очередь, - часть международной системы.

Соотношение МФС с международной нормативной системой.

Другой частью международной системы предстает международная нормативная система, которая состоит из правовых и неправовых норм, направленных на регулирование всех видов международных отношений.

Две главных составляющих этой системы - внутригосударственное право и международное право. Помимо внутреннего права и международного права, дополнительно выделяют наднациональное право и транснациональное право. Вторичными и условными эти явления можно называть, поскольку они являются производными и неотъемлемыми от внутреннего права и международного права.

Элементы наднационального регулирования характерны для ряда международных организаций, преимущественно универсального характера (например, для Международного валютного фонда (МВФ), для интеграционных объединений (например, в рамках Европейского Союза). Наднациональным характером обладают мировые валюты - евро, специальные права заимствования (СДР).

Примерами норм транснационального права применительно к международной финансовой системе являются, в частности, нормы международных межбанковских соглашений, в которых банки договариваются о правовом режиме корреспондентских счетов, о порядке взаимного кредитования и т.п.

На многостороннем уровне существуют "унифицированные правила” для некоторых видов банковских операций. Унифицированные правила разработаны с учетом банковской практики неправительственной международной организацией - Международной торговой палатой (МТП).

Международная финансовая система в различных ее секторах находится под регулированием всевозможных норм. Общая задача всех этих норм - обеспечить порядок в международной финансовой системе, ее стабильное функционирование, избегать кризисов, предотвращать их, нейтрализовать их отрицательные последствия.

Система международно-правовых норм, регулирующих МФО, называется международным финансовым правом (МФП).

 

 

2.     Предмет МФП

Международное финансовое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе.

Международное финансовое право содействует гармонизации и унификации внутреннего права членов мирового сообщества государств в финансовой сфере; служит механизмом, посредством которого происходит устранения различных внутренних барьеров на пути иностранного финансового элемента и перестраивается вся международная финансовая система.

Международное финансовое право регулирует, главным образом, отношения между публичными лицами (государствами, международными организациями) по поводу:

• трансграничного движения финансовых ресурсов, потоков (на двустороннем и многостороннем уровнях);

• внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов между лицами на частноправовом уровне международной финансовой систем;

• организации, принципов построения и функционирования международного финансового правопорядка.

Предметом МФП являются правоотношения, касающиеся:

- прав и обязанностей государств по обеспечению финансовых потоков;

- правового статуса вещей и лиц (денежных единиц, прочих финансовых инструментов, банков и т.п.);

- порядка и форм международных расчетов;

- вопросов функционирования платежного баланса;

- условий обратимости валют;

- предоставление кредитов;

- соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

- условия погашения или реструктуризации государственного долга;

- условия оказания финансовой помощи;

- надзора за деятельностью коммерческих банков;

- общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;

- изменение или унификация внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения, которым характерны следующие признаки:

а) денежный характер этих отношений;

б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций);

в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.

Объектом всех видов финансовых отношений служат финансовые обязательства. Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета.

Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами.

Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.

В отличие от национальных финансовых правоотношений, международные финансовые правоотношения сильно зависят от объективных закономерностей развития мировой финансовой системы и уровня сотрудничества государств в выработке унифицированных норм общения. Чем шире и полнее международно-правовая норма применяется на финансовых рынках государств через правоотношения, тем больше ее воздействие на фактические отношения государств.

Специфические особенности международных финансовых правоотношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений.

Представляется, характеристика предмета международного финансового права, прежде всего, базируется на научном анализе международных финансовых правоотношений, под которыми, как правило, понимают урегулированные правом общественные отношения, возникающие на международных финансовых рынках.

Опираясь на теоретические основы международных правоотношений, международные финансовые правоотношения можно подразделить на несколько видов:

- сложные международные финансовые правоотношения, возникающие в результате создания и деятельности авторитетных международных организаций в системе ООН (МВФ, ОЭСР, МБРР, МАГИ, ФАТФ и др.);

- международные финансовые правоотношения на базе генеральных соглашений, требующих заключения конкретных договоров о реализации их принципов и задач (к таким, например, относятся договоры о финансовой помощи и гарантиях со стороны МВФ);

- международные финансовые правоотношения на основе бессрочных и временных финансовых договоров, опосредующие длящиеся и одновременные правоотношения (например, международные соглашения о предотвращении двойного налогообложения заключаются на неопределенный срок, единовременными являются договоры о порядке выплат для погашения внешних долгов);

- международные гарантийные финансовые правоотношения, направленные на обеспечение гарантий исполнения какого-либо другого финансового правоотношения;

- международные финансовые правоотношения, вытекающие из "договоров-законов" и "договоров-сделок": и те и другие финансовые договоры являются источниками права, различие состоит в том, что договоры-сделки одновременно создают и норму права, и обязанности сторон (например, договор о расчетах аккредитивами, векселями, клиринговыми зачетами обязательств и др.), а договоры-законы рассчитаны на то, что будут регламентировать правоотношения, которые могут возникнуть в будущем;

- международные финансовые правоотношения, возникающие на основе решений, рекомендаций, принципов международных организаций (например, Базельские соглашения о стандартах банковских активов и принципы организации банковского надзора).

В зависимости от сферы возникновения основными видами международных финансовых отношений являются:

·       международные финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);

·       международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;

·       международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;

·       международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Некоторые исследователи фактически отожествляют предмет международного финансового права с международной финансовой системой. Такой подход представляется спорным. В настоящее время международная финансовая система «как явление сложное охватывает различные группы взаимосвязанных общественных отношений по поводу трансграничного движения капиталов, возникающих в результате функционирования банковских систем и мирового финансового рынка, осуществления международных платежно-расчетных и валютных операций, реализации инвестиционных проектов, а также в рамках кредитных отношений и урегулирования суверенных долгов.

Перечисленные группы общественных отношений частноправового и публично-правового, внутреннего и межгосударственного характера тесно переплетены между собой, но в то же время характеризуются спецификой правового регулирования. Такая многогранность отношений, возникающих в международной финансовой системе, обусловливает воздействие на них норм, как внутригосударственного права, так и международного права (частного и публичного).

В международной финансовой системе, как ни в какой другой, наиболее заметно переплетение "публичного” уровня отношений с уровнем "частным”. Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном” уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами, так или иначе "выходить” на "публичный” уровень.

В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются для обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также с помощью транснационального права, обычаев делового оборота.

Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно-правовых норм - норм МФП.

Таким образом, МФО можно представить как отношения на микроуровне (между частными субъектами и/или по отдельным вопросам) и на макроуровне (между публичными лицами и/или по общесистемным вопросам).

Внутренние правовые режимы как предмет МФП

В международных финансовых отношениях одним из главных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, внутренние правовые режимы.

Как показывает практика, на состояние правопорядка в МФС, в частности, влияют:

- степень открытости внутренних (национальных) финансовых систем, отражаемая внутренним правом;

- правовой статус банков, бирж, других субъектов, который установлен в государствах;

- правовой статус национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов.

Задача  МФП - создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов, совмещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.

Соотношение внутренних правовых режимов и международно-правового режима

Международное финансовое право образует международно-правовой режим, состоящий, в свою очередь, из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования. Так, например, взаимоотношения государств с МВФ строятся на одном сочетании способов, методов и типов правового регулирования. А взаимоотношения в рамках региональных валютных союзов или в рамках двусторонних кредитных договоров - совсем на других сочетаниях. Это разные международно-правовые режимы.

Точно также во внутригосударственных правовых системах в рамках общего правового режима можно вычленить множество режимов, например, таможенный режим, валютный режим, пограничный режим, режим хождения ценных бумаг и т.п.

Так, например, в 90-ых гг. XX века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 года Россия приняла на себя обязательства по статье 8 Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют и в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля (с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

В международной финансовой системе международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в финансовой сфере заметно унифицируются.

В настоящее время Россия активно встраивается в международную экономическую систему - торговую, инвестиционную, финансовую.

Методы МФП

Специфические особенности международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений.

Международные финансовые правоотношения связаны с выполнением определенных государственных обязательств, принятых государствами на основе соглашения и в результате согласования их воль, что получает свое выражение в международно-правовой норме. В ряде случаев соглашениями предусматривается форма рекомендаций или решений, в том числе и по вопросам, касающихся финансов. В форме рекомендаций выражаются согласованные действия по широкому кругу финансовых мероприятий. Однако юридическую силу эти рекомендации приобретают лишь после того, как заинтересованные государства в лице компетентных органов принимают по ним в соответствии со своим законодательством надлежащие решения об их приемлемости.

Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.
Несомненный интерес представляет вопрос о взаимосвязи норм международного и национального финансового права. В области международного финансового права такая взаимосвязь проявляется, прежде всего, в том, что «внутригосударственные финансово-правовые нормы призваны определить способы приведения в действие норм международного финансового права внутри данного государства». 

При этом под «способом приведения в действие норм международного финансового права» следует понимать способы исполнения государством взятого на себя международного финансового обязательства, а не способ «придания нормам международного права силы внутригосударственного правового, акта», форму превращения международной нормы, обязательной «для государства в целом», в норму национального закона, «обязательного для всех граждан и организаций соответствующего государства».

Среди методов правового регулирования международного финансового права  можно  выделить правовые и неправовые. Само международное финансовое право является методом воздействия на международную финансовую систему, с помощью которого обеспечивается международный финансовый правопорядок.

Нормы международного финансового права, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых государства предпочитают регулировать отношения методом запрета, например в вопросах фальшивомонетничества, отмывания денег. И наоборот, есть сферы, полностью открытые государствами для волеизъявления самих субъектов, — сферы “всеобщего дозволения”, например в решении некоторых вопросов межбанковских отношений. Государства применяют сочетание этих методов в зависимости от типа экономики, характера финансовой политики.

Методы международного финансового права (запрет, обязывание или дозволение) в настоящее время могут быть классифицированы по такому основанию, как источник соответствующего правового регулирования: а) регулирование посредством международных договоров (метод «классического» договорного регулирования); б) регулирование посредством «адаптации» норм международного финансового права с учетом национальных интересов на основе применения норм Конституции РФ, актов и выраженных в них правовых позиций Конституционного Суда РФ (метод правового регулирования, обеспечивающий национальные интересы в условиях «санкционного давления» на Российскую Федерацию).

Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования; регулирования посредством транснационального и наднационального права.

В международном финансовом праве используется регулирование посредством а) международных договоров (метод договорного регулирования) и б) международных обычаев (метод обычно-правового регулирования).

В числе методов международного финансового права выделяют также методы разграничения и передачи компетенции от государств международным организациям; подразумеваемых полномочий международных организаций; учреждения платежных, валютных, экономических союзов и прочих интеграционных объединений; унификации международно-правовых норм, конвергенции внутренних правовых режимов; вхождения норм международного права во внутреннее право; процессуально-правового регулирования и другие методы.

Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе. При этом государства по мере развития осуществляют дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики и в то же время реструктурируют государственные функции, переключаясь на более активную защиту национальных интересов на макроуровне МФО.

 

3.     Принципы МФП

Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП. Принципы МФП закрепляют основные права и обязанности субъектов МП в международной финансовой системе, служат основой для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п.

В российской правовой литературе нет единства подходов к составу и содержанию принципов МФП. Думается, к  принципам МФП относятся:

- принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы;

- принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством;

- принцип равновесия платежных балансов;

- принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;

- принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;

- принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

- принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;

- принцип льготного кредитования развивающихся стран;

- принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);

- принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;

- принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из этих принципов возникают и будут возникать  определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Ко принципам МФП относятся так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия "вхождения” иностранных лиц и вещей в "чужую правовую среду”. Тем самым все эти принципы "служат”  обеспечению равноправия, не-дискриминации.

Такие принципы не имеют собственного содержательного наполнения. Они могут быть применены к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют эти принципы в различных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

- принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа не-дискриминации в МФО, например недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

- принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;

- принцип предоставления национального режима;

- принцип преференций;

- принцип взаимности.

Руководители слабых в экономическом плане государств неоднократно отмечали, что принцип справедливости не действует в международной финансовой системе. Для исправления этой ситуации необходимо усовершенствовать механизм международно-правового регулирования трансграничных финансовых отношений, усилить эффективность использования специальных (подотраслевых) принципов межгосударственного сотрудничества в финансовой сфере при осуществлении внешнеэкономических отношений между государствами, добиться повышения результативности применения норм международного финансового права на практике».

В качестве принципов МФП можно также выделить, например:

- принцип предупреждения финансовых кризисов,

- принцип предотвращения санкционного давления и превенции глобальной монополизации международного финансового пространства.

- гуманизма,

- уважения прав и суверенитета государств-партнеров.

4. Система МФП

Международное финансовое право представляет собой комплекс международно-правовых норм, объединенных внутренней организацией, состоящей из различных компонентов,  норм, институтов и субинститутов.

Взаимосвязанность структурных элементов превращает МФП в подотрасль МП. Вместе с некоторыми другими подотраслями (международным торговым правом и т.п.) МФП входит в международное экономическое право (МЭП).

Система МФП складывается "под давлением” экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов. Многие институты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи” крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МФП со стороны развитых государств - усиливается.

В структуру МФП входят институты: материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные и охранительные. МФП тесно переплетается с подотраслями, институтами/субинститутами международного процессуального права, международного административного права и некоторых других отраслей МП.

При систематизации МФП его нормы, по образцу МП можно подразделить на общую и особенную части. В Общую часть входят нормы, которые охватывают своим регулированием все МФО, а в Особенную часть входят нормы, которые регулируют отдельные группы МФО.

В Общую часть МФП можно включить нормы и институты закрепляющие:

- правовое положение субъектов МФП;

- правовой режим финансовых ресурсов  и др.

В Особенную часть МФП входят следующие институты:

- международное валютное право;

- международное кредитное право;

- международное инвестиционное право;

- международное налоговое право;

- международное бюджетное право;

- международное платежное право;

- международное долговое право;

- право международной финансовой помощи;

- институт международных финансовых услуг;

- институт, регулирующий борьбу с отмыванием денег и др.

В международной финансовой системе прослеживается тенденция создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе МФП можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи в финансовой сфере.

 

Источники МФП

Источником права является внешняя форма выражения норм, в частности, нормативный правовой акт. Источником МФП является такая внешняя форма выражения норм, которая предназначена для регулирования международной финансовой деятельности с учетом ее особенностей.

Если международная финансовая деятельность опосредуется как отношениями частноправового характера (имущественные с иностранным элементом и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников), так и отношениями публично-правового характера (международный и национальный публичный порядок организации международной финансовой деятельности), то и источниками МФП следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие как нормы международного частного права, так и нормы международного публичного права, предназначенные для регулирования международной финансовой деятельности.

Центральное место среди источников международного финансового права занимают международные договоры, которые закрепляют и обеспечивают обязательства сторон, оказывая тем самым правовое воздействие на межгосударственные финансовые отношения, устанавливая их правовой режим и принципы осуществления.

Целесообразно перечислить международно-правовые акты, регулирующие международные финансовые отношения, которые должны учитываться и во внутреннем финансовом законодательстве государств:

1) универсальные финансовые конвенции, принятые в рамках международных экономических организаций;

2) международно-правовые акты, принятые в рамках Всемирной торговой организации;

3) международные договоры, заключенные государствами друг с другом по финансовым вопросам;

4) типовые соглашения государств по финансовым вопросам и по финансовым рынкам;

5) уставы и решения межправительственных финансовых организаций;

6) решения неправительственных финансовых организаций.

Правовое регулирование международной финансовой деятельности осуществляется международными договорами, актами внутреннего (национального) законодательства, обычаями (обыкновениями) делового финансового оборота, судебной, арбитражной практикой и доктриной.

Среди международных договоров как источников МФП следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.

Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность. К ним относятся:

- статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты в г. Бреттон-Вудсе 22 июня 1944 г.);

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.);

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.);

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 10 января 2000 г.);

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, касающаяся взаимной правовой помощи (заключена в г. Палермо 15 ноября 2000 г.);

- Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.).

На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, ЮНКТАД и ряд других. Ими разработаны десятки важнейших многосторонних международных соглашений в различных областях МФП. Наиболее важные из них: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.) и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.).

К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены специальными субъектами (банками, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными фондами и др.) международных финансовых отношений, ТНК и профессиональными международными ассоциациями. Такие источники МФП, не относящиеся ни к внутреннему (национальному) правопорядку, ни к межгосударственному правопорядку, получили название "косвенных" источников публичного финансового правопорядка, поскольку появились как результат объединенных усилий участников международных транснациональных организаций.

В качестве примера можно привести соглашение основных американских и европейских коммерческих банков по созданию Международного банка непрерывных расчетов. Другие подобного рода источники появляются в результате действии международных банков (соглашения о еврооблигациях) международных страховых организации и т.п.

Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по вопросам о кредитовании, о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены между Россией и Албанией, Аргентиной, Бельгией, Грецией, Данией, Египтом, Италией, Люксембургом и рядом других государств.

В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощрять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложения на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов, обязуются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Выделяют также смешанные источники МФП. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами другого государства, с другой. Эти соглашения играют значительную роль в международном финансировании инвестиций и банковской деятельности.

Характеризуя международные договоры, следует также учитывать их различие по юридической силе. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЭ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные (заключаемые от имени РФ), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти). Высшей юридической силой среди международных договоров обладают договоры, заключенные от имени РФ и ратифицированные Государственной Думой РФ.

Национальное финансовое право (банковское, налоговое, бюджетное, валютное, страховое, долговое и др.) также следует рассматривать в качестве источников МФП. Например, использование государством обменного курса или процентных ставок, установление определенного инвестиционного климата, ряда других предписаний, ограничений и запретов, касающихся международного оборота финансов, в принципе является внутренней компетенцией государства, вытекающей из суверенитета.

Следует подчеркнуть, что односторонние акты государств в сфере регулирования международных финансовых отношений нередко играют определяющую роль. МФП признает доминирующую роль финансового законодательства наиболее передовых государств (США, Великобритании, Швеции и др.), которые располагают властью и действуют в качестве международных "налоговых, банковских, страховых законодателей" и контролеров через международные организации, находящиеся под их контролем (например, МВФ, МФК, МБРР, ЕБРР, МАГИ, МАСН и др.). Подтверждением является периодическое проведение экономических саммитов стран "Группы семерки", включающих такие влиятельные страны, как Канада, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, ФРГ.

Особенности национального правового регулирования международных финансовых отношений могут находить закрепление как в общих нормативных правовых актах типа ГК РФ, так и в специальных законах. Так, в ряде стран (например, Австрии, Германии, Швейцарии) были приняты специальные законы по вопросам международного частного права (затрагивающие финансовые аспекты), что не исключало применения к международным финансовым отношениям общих и иных специальных законов.

В России действует ряд федеральных законов, непосредственно относящихся к сфере регулирования международных финансовых отношений. Это, в частности:

- БК РФ; НК РФ; Таможенный кодекс ЕАЭС;

- Закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности";

- Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе";

- Закон РФ от 07.07.1993 № 5328-1 "О международном коммерческом арбитраже";

- Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции";

- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях и Российской Федерации;

- Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 "Об экспортном контроле";

- Федеральный закон от 07.08.2001 № 135-Ф3 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма";

- Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров";

- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле";

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции".

Международно-правовые нормы, включенные в национальное право, выполняют гармонизирующую функцию в процессе правового регулирования финансовых отношений разных стран. Они включают значительный массив финансово-правовых норм, вытекающих как из правовой организации международных финансовых отношений, так и из соответствующей компетенции государственных органов отдельных стран. Гармонизированные нормы, помимо координирующей роли в совершенствовании финансового законодательства государств, признаются авторитетными эталонами оценки уровня его развития.

Российское законодательство систематически испытывает на себе влияние норм МФП, поскольку Россия является частью глобальной финансовой системы. Принимая во внимание тот факт, что российское финансовое законодательство переживает сложный этап формирования общих институтов, представляется целесообразным проанализировать роль документов международных финансовых организаций как источников норм МФП.

Из документов МФО большим авторитетом пользуется Декларация Базельского комитета о предотвращении преступного использования банковской системы в целях отмывания денежных средств от 22 декабря 1988 г.

 Исключительно активную роль играют в унификации норм МФП Сорок рекомендаций ФАТФ о мерах по противодействию "отмыванию" денег, принятых на Конференции ФАТФ (г. Берлин, июнь 2003 г.).

Большую роль в регулировании международных финансовых отношений играют обычаи делового оборота. Обычаи делового оборота признаются источниками МФП, включая международные расчетные, валютные, кредитные, лизинговые, вексельные сделки. В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота. Обычаем делового финансового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области финансовой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

- это правило поведения, не предусмотренное законодательством, которое применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям международного договора, национального законодательства или внешнеэкономического контракта;

- это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет;

- правила, содержащиеся в указанных документах, являются частью договора;

- это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской (финансовой) деятельности.

Тенденцией международного правотворчества является превращение МФП в самоорганизующуюся совокупность деловых обычаев и управленческих функций (функций международного управления), применяемых в национальных правовых системах часто без прямой трансформации в национальное финансовое законодательство.

Международные финансово-экономические договоры выполняют координирующую функцию в процессе организации правового регулирования торгово-экономических отношений разных стран. Международное публичное право, международное частное право и право международных организаций включают значительный массив международных финансово-экономических договоров, возникающих как из правовой организации международных торгово-экономических отношений, так и из соответствующей компетенции международных экономических организаций, их разрабатывающих и внедряющих в мировой хозяйственный оборот.

Международные финансово-экономические договоры как источники МФП, помимо координирующей роли в совершенствовании гражданского законодательства национальных государств, признаются авторитетными эталонами оценки уровня его развития. Это обеспечивается спецификой структуры и содержания международных финансово-экономических (налоговых) договоров, представляющих собой комплекс базовых норм и принципов обеспечения управления финансами в международной коммерческой деятельности.

 

5. Понятие и виды норм МФП

Норму МФП можно определить как формально определенное, юридически обязательное к исполнению правило поведения субъектов МФП, устанавливающее для них права и обязанности, соблюдение которого обеспечивается специальным юридическим механизмом (добровольное соблюдение или с помощью особого вида принуждения, сложившегося в современной межгосударственной системе).

Норма МФП должна отвечать следующим формальным требованиям:

а) регулировать отношения между субъектами МФП;

б) быть обязательной для субъектов МФП;

в) носить общий характер, позволяющий применять ее в различных ситуациях, а не в каком-то одном конкретном случае.

Первое требование – регулятивный характер. Кроме того, этот признак характерен и для норм внутреннего права государств, которые, однако, имеют иной предмет регулирования (общественные отношения внутри отдельного государства).

Второе требование – обязательный характер, присущ всем правовым нормам (международного и внутригосударственного права). Под обязательностью в данном случае следует понимать юридическую силу международно-правовых норм, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы.

Третье требование - норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное правовое решение по конкретному спору, что также роднит нормы МФП с нормами внутреннего права. Таким образом, своеобразие норм МФП происходит из предмета их регулирования, к которому относятся общественные отношения, складывающиеся в международной финансовой системе.

Международно-правовые нормы могут обладать различными второстепенными признаками, что позволяет их классифицировать на основании различных критериев.

Международное финансовое право состоит из норм, которые различаются по характеру и значению содержащихся в них предписаний. В зависимости от их роли в механизме правового регулирования или точнее в зависимости от их содержания различают нормы-принципы (нормы общего содержания, устанавливающие исходные начала для МФП в целом или его отдельных отраслей) и нормы, непосредственно устанавливающие права и обязанности субъектов МФП, условия их реализации и т.п., т.е. определяющие конкретное содержание тех или иных видов правил поведения.

По форме различают договорные и обычные нормы МФП. По форме нормы МФП делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных организаций. Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем государствоПрава и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной организации и закрепленные в них права и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность. И переговорно-договорная процедура создания норм, и сами правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных финансовых отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычаи. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

По количеству участников следует различать нормы, обязывающие двух субъектов МФП, нормы, обязывающие трех и более субъектов МФП, и нормы, обязывающие международное сообщество государств в целом.

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия выделяют универсальные и локальные нормы МФП.

По содержанию различают нормы материального и нормы процессуального права.

В зависимости от функционального назначения – регулятивные и охранительные (обеспечительные) нормы МФП.

По методу правового регулирования – обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы МФП.

По месту в системе международного финансового права: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации.

По характеру содержащегося предписания  нормы МФП делятся на императивные и диспозитивные нормы. Императивная норма общего МФП представляет собой такую норму, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Диспозитивные нормы МФП предоставляют его субъектам право самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей. В отсутствие такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в диспозитивной норме международного нрава.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий