понедельник, 26 декабря 2016 г.

Тема. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Тема. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

      
В связи с развитием бюджетного законодательства новое содержание приобретают институты бюджетного права, в частности, институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Необходимо отметить, что в Бюджетном кодексе РФ не используется термин «бюджетная ответственность», хотя предусмотрены бюджетные нарушения и  бюджетные меры принуждения. 

Бюджетная ответственность это разновидность финансово-правовой ответственности, которая заключается в применении бюджетных санкций к субъектам бюджетных правоотношений, допустивших нарушение бюджетного законодательства. Для бюджетной ответственности  характерны следующие признаки:
1.          Бюджетная ответственность имеет собственную нормативную основу – бюджетное законодательство (БК РФ, законы о бюджете на конкретный финансовый год).
2.          Основанием бюджетной ответственности является совершенное бюджетное нарушение.
3.          Мерами бюджетной ответственности являются меры бюджетного принуждения, влекущие для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера.
4.          Субъектами бюджетной ответственности являются органы государственной власти, местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения.
5.          Бюджетная ответственность реализуется в специфической процессуальной форме.
6.          Целями бюджетной ответственности является восстановление правопорядка в бюджетной сфере.
7.          Бюджетная ответственность применяется в административном порядке.       
Фактическим основанием бюджетной ответственности является бюджетное нарушение.  Согласно ст. 306.1  БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Бюджетные нарушения немногочисленны. Так, БК РФ содержит следующие составы бюджетных нарушений:
 Нецелевое использование бюджетных средств
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
 Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
 Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
 Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов
Бюджетное правонарушение влечет применение к нарушителю соответствующих мер ответственности, которые выражаются в определенных лишениях финансового характера.
Согласно статье 306.2. ч. 2 БК РФ к нару­шителям бюджетного законодательства, т.е. к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В соответствии со ст. 306.2 ч. 1 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
 Административная ответственность за нарушение бюджетного
законодательства 
КоАП РФ не выделяет нарушения бюджетного законодательства в отдельную главу.  Административная ответственность установлена за следующие правонарушения, совершаемые в бюджетной сфере.
Нецелевое использование бюджетных средств
 Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
 Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
 Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов
 Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций
Нарушение условий предоставления субсидий
 Нарушение порядка представления бюджетной отчетности
 Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
 Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий
 Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи и др.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в указанных статьях КоАП РФ, возложено на Федеральное казначейство.
Следует также отметить, что согласно КоАП РФ к нарушителям бюджетного законодательства применяется санкция в виде дисквалификации должностных лиц и штрафа.

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Развитию динамики бюджетных отношений способствуют отдельные нормы уголовного права об ответственности – это ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». 
Квалифицирующим признаком является совершение преступления в особо крупном размере, при этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1500000 руб., а особо крупным размером – 7500000 рублей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий