понедельник, 25 декабря 2023 г.

Тема 14. Правовое регулирование государственных расходов

Тема 14. Правовое регулирование государственных расходов
1. Понятие и система государственных расходов.
2. Правовые основы финансирования.
3. Сметно-бюджетное финансирование.
4. Финансирование капитальных вложений.

1 вопрос
Государственные расходы – одна из сторон финансовой деятельности государства. Затраты государства, обеспечивающие его бесперебойное функционирование являются государственными расходами. Значительная часть расходов государства фиксируется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации, а также в финансовых планах министерств, ведомств, предприятия, организаций. Государственные расходы осуществляются также за счет государственных внебюджетных фондов. Кроме этого расходы производят и органы местного самоуправления.
Таким образом, государственные расходы – это конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения, связанные с государственными расходами, представляет собой раздел особенной части финансового права.
Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям:
1.От формы собственности субъектов:
а) государственные (федеральные, субъектов РФ);
б) муниципальные.
2.В зависимости от источников получения расходных средств:
а) централизованные (осуществляемые за счет бюджета и внебюджетных фондов);
б) децентрализованные (осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет своих средств).
3.В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяют расходы на финансирование:
а) оборотных средств (текущие расходы);
б) основных фондов (капитальные вложения);
в) создание резервов.
4.По функциональному признаку:
а) отрасли экономики – промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.;
б) социально-культурная сфера;
в) оборона;
г) охрана окружающей среды;
д) государственное управление;
е) международная деятельность и т.д.

2 вопрос
Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.
Финансирование – это выделение (отпуск) денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных государством условий возмездности и возвратности) для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений.
В порядке финансирования государственных расходов в настоящее время появились новые черты.
-расширился круг источников финансирования;
-появились новые формы финансирования.
В настоящее время источником финансирования выступают средства:
а) государственных и муниципальных бюджетов;
б) внебюджетных фондов;
в) централизованных фондов министерств, ведомств, предприятий;
г) заемные, привлеченные средства.
Социально-культурные учреждения, находящиеся на бюджете, получают дополнительные ресурсы за счет  платных услуг.
Среди новых форм финансирования следует отметить:
-финансирование объектов на конкурсной основе;
-выделение грантов (безвозмездных и безвозвратных средств с условием соблюдения определенных требований);
-предоставление гарантий, поручительств государством коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита.
В основе финансирования лежат следующие принципы:
1.     Плановость (финансирование осуществляется согласно планам, программам).
2.     Соответствие расходов доходам.
3.     Целенаправленность расходов.
4.     Соответствие расходов требованиям законности.
5.     Безвозмездность, безвозвратность.
В зависимости от субъектов, использующих средства можно выделить 2 правовых режима финансирования:
а) финансирование государственных и муниципальных коммерческих организаций;
б) финансирование государственных и муниципальных некоммерческих организаций, т.е. сметно-бюджетное финансирование.
Коммерческие организации основные производственные затраты обеспечивают за счет собственных средств, привлекают кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется им в определенных случаях (например, при поддержке отраслей экономики).
В период реализации крупных проектов и программ коммерческим организациям может предоставляться финансовая помощь за счет средств бюджета на условиях возврата, срочности и возмездности.
Ссуды для краткосрочной финансовой поддержки отпускаются по решению Правительства РФ. Для этого предоставляются соответствующие документы, и решение о предоставлении ссуды оформляется распоряжением Правительства РФ, после чего Минфин РФ заключает с предприятием договор о предоставлении ссуды и осуществлении контроля.
Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов.
Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетному финансированию свойственны и специальные принципы:
-         отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствие их подчиненности;
-         отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год;
-         планирование и финансирование на основе экономических нормативов и т.д.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и физической культуры, учреждения культуры, науки и т.д.
Ведущее место среди них занимают учреждения образования и подготовка кадров (высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.д.).
Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней. В негосударственных образовательных учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных и муниципальных.
Все образовательные учреждения имеют право в установленном порядке привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в т.ч. и валютных, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и других услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров бюджетного финансирования.
Школы, в основном, финансируются за счет местных бюджетов. Из федерального бюджета выделяются средства для высших учебных заведений, средних учебных специальных заведений.
Особенностью финансирования социально-культурных мероприятий в современных условиях является развитие коммерческих принципов в деятельности учреждений науки, культуры, образования и здравоохранения.
Значительны государственные расходы на здравоохранение. Но по качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню, поэтому наряду с увеличением бюджетных затрат, здравоохранение постепенно переходит на страховое обеспечение, на новые формы организации медицинской помощи.
Наряду с коммерческими стоматологическими поликлиниками получают развитие различные консультативно-диагностические центры, различные лаборатории. Платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, предусмотренным прейскурантами, а новые виды услуг – по ценам (тарифам), установленным с разрешения местных властей.
Помимо средств бюджетных и средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть:
-         дополнительные доходы местных органов самоуправления, с выделением дополнительных ресурсов на их реализацию;
-         часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды;
-         средства, полученные медицинскими учреждениями с юридических лиц и граждан по возмещению расходов на лечение лиц, получивших расстройство здоровья по вине этих юридических лиц и граждан;
-         добровольные взносы юридических лиц и граждан.
Все средства, получаемые помимо бюджета, не учитываются при ассигнованиях из бюджета.
Из федерального бюджета покрываются затраты на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются средства на покрытие затрат на национальную оборону, а также ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств. Расходы на оборону направляются на содержание Вооруженных Сил, на закупку вооружения, военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, содержание военных учебных заведений, личного состава военнослужащих, расходы Минобороны.
Из федерального бюджета финансируются расходы на управление:
-         Управление делами Президента РФ;
-         Государственную Думу Федерального Собрания РФ;
-         Министерства и ведомства РФ;
-         Территориальные органы государственной власти.
Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры РФ.
Сметно-бюджетное финансирование осуществляется на основе смет.
Смета – это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителей бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансового органа по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием этих средств.
По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на:
-         индивидуальные;
-         сметы централизованных мероприятий;
-         сводные.
Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например, проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.
Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерств, ведомств, исполнительных органов на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются Минфином РФ.
Индивидуальная смета – это смета отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
Ст.1 Заработная плата.
Ст.2 Начисления на заработную плату.
Ст.3 Канцелярские и хозяйственные расходы.
Ст.4 Командировки и служебные разъезды.
Ст.8 Стипендии.
Ст.9 Расходы на питание и т.д.
Деятельность государственных организаций по формированию и исполнению смет неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составление смет – это часть составления проекта бюджета. После утверждения бюджета, смета приобретает юридическую силу.
Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Проекты рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов самоуправления. В 2-х недельный срок после утверждения бюджетов, утверждаются сметы расходов.
В течение 2-х месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.
Бюджетные учреждения наряду с ассигнованиями из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства.
Они бывают 3 видов (от характера источника дохода).
1.     Специальные средства – это доходы от использования имущества (от эксплуатации транспорта, арендная плата от зданий и помещений), доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные для возмещения вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
2.     Депозитные суммы – это средства, поступающие во временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возвратом по требованию владельца (залоги, денежные средства больных, лечащихся в больнице и т.д.).
3.     Суммы по поручениям – денежные средства, полученные от других организаций для выполнения конкретных поручений (например, суммы единовременной помощи). После выполнения поручения бюджетное учреждение обязано выслать предприятию, организации, давшим поручение, отчет об израсходованных средствах и вернуть неиспользованный остаток полученных сумм.
Используются добровольные взносы юридических лиц и граждан. Все они поступают в Единый фонд финансовых средств бюджетных учреждений, если сделавшие взносы не определили их целевого назначения. При целевом назначении они расходуются на указанные нужды.




3 вопрос
Решающая роль в развитии производства принадлежит капитальным вложениям, т.е. затратам на воспроизводство основных фондов. Согласно ФЗ  от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий, приобретение машин, оборудования и т.д.
Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и привлеченные средства инвесторов.
Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также в качестве любого другого участника инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать двух или нескольких участников.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
-         создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;
-         ценные бумаги;
-         целевые денежные вклады;
-         другие объекты собственности;
-         имущественные права.
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.
Права инвесторов:
- самостоятельно определять объемы, направление, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекать на договорной основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций;
- контролировать их целевое использование;
- передать по договору свои правомочия по инвестициям гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным организациям.
- владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций.
- приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых сторонами без ограничений по объему и др.
Обязанности субъектов инвестиционной деятельности:
-         соблюдать нормы, стандарты, установленные законодательством РФ;
-         выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
-         участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности и др.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом) между ними. Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств и других условий взаимоотношений являются исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.
Источниками финансирования капитальных вложений являются:
-         собственные финансовые ресурсы;
-         заемные финансовые ресурсы (банковский и бюджетный кредит);
-         привлеченные финансовые ресурсы (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы);
-         средства государственных бюджетов РФ, республик в составе РФ, местных бюджетов;
-         иностранные инвестиции.
Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений, т.е. создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности.
В частности, это:
-         прямое управление государства в инвестициях;
-         введение и совершенствование системы налогов;
-         предоставление гарантий, поручительств, финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, ссуд;
-         утверждение норм, стандартов;
-         контроль за соблюдением государственных норм и стандартов;
-         принятие антимонопольных мер;
-         экспертиза инвестиционных проектов;
-         финансирование за счет бюджета.
Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.
Государственные органы и должностные лица вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования.
В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъектами инвестиционной деятельности возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.
Государство гарантирует защиту инвестиций, том числе иностранных.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы и другие меры, равные этим. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества и только на основе законодательных актов РФ.
Инвестиции должны быть застрахованы.
При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах, субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится самими инвесторами с возмещением другим участникам инвестиционной деятельности убытков, вызванных прекращением выполнения своих обязательств.
Государственные органы правомочны прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:
-         признания инвестора банкротом;
-         стихийных и иных бедствий, катастроф;
-         введения чрезвычайного положения;
-         если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экономических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
Государство принимает меры по привлечению в отечественное производство иностранных инвестиций.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранными инвесторами могут быть:
-         иностранные юридические лица;
-         иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей;
-         иностранные государства;
-         международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ путем:
-         долевого участия в предприятия, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ;
-         создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
-         приобретения предприятий, комплексов, зданий, долей участия, паев, акций и другого имущества;
-         приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
-         приобретения иных имущественных прав.
Объектами иностранных инвестиций являются:
-         создаваемые, модернизируемые основные фонды и оборотные средства;
-         ценные бумаги;
-         целевые денежные вклады;
-         научно-техническая продукция;
-         права на интеллектуальные ценности;
-         имущественные права.

Комментариев нет:

Отправить комментарий