понедельник, 8 декабря 2014 г.

Правовые основы государственного кредита

Тема 10. Правовые основы государственного кредита (государственного внутреннего долга)
1. Понятие и значение государственного кредита. Государственный внутренний долг.
2. Формы государственного внутреннего долга.
3. Управление государственным долгом.
4. Финансовые правоотношения в области государственного кредита.
5. Правовое регулирование сберегательного дела.



1 вопрос
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит.
Кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента. Кредит имеет несколько видов. Одним из основных видов кредита, изучаемых финансовым правом, является государственный кредит. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются государством и на условиях возвратности и возмездности используются как ссудный капитал.
Государственный кредит – это отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе государственного кредита, характерны для любых кредитных отношений. Но между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.
1. Сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Эти средства не участвуют в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения % за пользование государственным кредитом служат налоги или новые займы.
Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погасить кредит, но и выплатить вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости.
2. В отношениях банковского кредита участвуют 2 стороны: банк – в роли кредитора, юридические и физические лица – в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком является государство.
3. Если отношения банковского кредита возникают вследствие заключения договора банковской ссуды, регулируемое гражданским правом, то результатом госкредитных отношений выступает государственный внутренний долг, регулируемый финансовым правом.
4. В отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства, несмотря на то, что государство является должником. При банковском кредите, наоборот, банк является кредитором и обладает всей полнотой прав.
5. Государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, когда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.
6. При банковском кредите договор банковской ссуды заключается на условиях равенства сторон. При банковском кредите абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном кредите принуждение имеет иногда место при заключении договора займа.
Чем обусловлена необходимость использования государственного кредита? Основная причина – это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных расходов. Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета.
Роль государственного кредита не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов государственного бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укреплению внутренней валюты.
Предпосылками реализации отношений по государственному кредиту служат особенности образования доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими и физическими лицами (неравномерность получения доходов, ненасыщенность товарного рынка).
В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется государственный долг, т.е. общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним %. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем домовым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
В юридическом смысле государственный долг РФ представляют собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами.
В росте долговых обязательств государства есть как положительные, так и негативные стороны.
Положительная роль государственного кредита заключается в безэмиссионном пополнении доходов государственного бюджета.
Негативная роль состоит в том, что использование госкредита ведет к росту непроизводительных расходов государства, так как денежные средства, используемые в качестве кредита, подлежат возврату юридическим и физическим лицам, причем с уплатой процентов. Уплата процентов может привести к росту налогов. Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2015 года составляет 6 888 522 353,8 тыс. рублей.
Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2015 года составляет 64,9 млрд. долларов США, или 47,4 млрд. евро.
Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 ноября 2014 года
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний  долг РФ (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 53 704,6 42 653,1
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба 50,4 40,0
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 921,5 731,9
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 878,1 697,4
Задолженность перед международными финансовыми организациями 1 234,1 980,1
Задолженность по внешним облигационным займам 39 308,5 31 219,5
Государственные гарантии РФ в иностранной валюте 11 285,7 8 963,3

2 вопрос
Коротко остановимся на классификации государственного долга, которая получила нормативное закрепление в БК РФ.
1.Классификация по форме долговых обязательств. В соответствии со ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
кредитам, заключенным от имени Российской Федерации как заемщика, от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;
государственным займам, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
государственным гарантиям РФ;
иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации,  на государственный долг РФ.
Охарактеризуем более подробно каждую из вышеуказанных форм долговых обязательств.
В настоящее время согласно Закону «О ЦБ РФ» Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кредитные соглашения и договоры заключаются РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями с коммерческими банками.
Государственные займы – 2 форма, представляют собой кредитные отношения между государством (в лице Правительства РФ) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов РФ определяется федеральным законом (ст.75 Конституции РФ).
В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и др. Наиболее распространенной является облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств, и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренной в ней срок с уплатой процента.
а) Облигации бывают различных видов:
-на предъявителя;
-именные.
Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.
б) По виду выплат дохода они подразделяются на:
-процентные;
-беспроцентные.
Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.
в) В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они бывают:
-свободно обращающимися;
-с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц).
г) По принципу размещения:
-добровольное размещение среди юридических и физических лиц;
-из истории других государств предусмотрено и принудительное (по подписке) размещение.
д) По форме оплаты:
-оплачиваемые в российской валюте (как правило);
- оплачиваемые в иностранной валюте (исключительные случаи).
е) В зависимости от эмитента (т.е. органа, выпускающего облигации):
-выпускаемые Правительством РФ, Минфином РФ;
-органами государственной власти субъектов РФ;
-органами местного самоуправления.
Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица – за счет личных средств.
Средства, полученные от реализации облигаций, направляются в бюджетные и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определяемые при их выпуске.
Облигации распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов – также через фондовые биржи.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.
При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, исполнительный орган соответствующего уровня (Правительство) утверждает Генеральные условия эмиссии – это нормативно-правовой акт, в котором закрепляются:
-вид ценных бумаг;
-форма выпуска;
-указание на срочность ценных бумаг;
-валюта обязательства;
-наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц.
На основе Генеральных условий эмитент принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения:
-вид ценных бумаг;
-сроки;
-доходность;
-порядок выплаты и формы дохода;
-номинальная стоимость;
-льготы и другие условия.
Этот правовой акт обязательно подлежит государственной регистрации. На основе Генеральных условий и условий эмиссии и обращения эмитентом принимается решение об эмиссии, которая включает:
-наименование эмитента;
-дату начала размещения, период размещения;
-форму выпуска, вид ценных бумаг;
-номинальная стоимость 1 ценной бумаги;
-количество ценных бумаг;
-дату погашения;
-наличие ограничений и иных условий.
3 форма государственного долга – это получение бюджетных кредитов.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому  лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу  на возвратной и возмездной основах. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита.
4 форма государственного долга – договоры о предоставлении РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями гарантий.
Гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед 3 лицами. Гарантии предоставляются на конкурсной основе.
2.Классификация по времени обращения. По времени обращения долговые обязательства Российской Федерации могут быть:
- краткосрочными (до одного года),
- среднесрочными (свыше одного года и до пяти лет),
- долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет).
3.Классификация по уровню управления. Государственный долг по уровню управления подразделяется на:
- государственный долг Российской Федерации,
- государственный долг субъекта Российской Федерации.
4. Классификация по объему. Государственный долг субъектов Российской Федерации по объему подразделяется на:
- основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федера¬ции;
- объем основного долга по кредитам, полученный субъектом Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученный субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации (долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет).

3 вопрос
Согласно ст. 165 БК РФ Министерство финансов РФ осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В субъекте Российской Федерации управление государственным долгом осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской федерации.
Управление государственным долгом подразделяется на стадии. На нормативном уровне закрепляют три основные стадии управления государственным долгом:
1) стадия привлечения (формирования) долговых обязательств;
2) размещения долговых обязательств;
3) погашения (исполнения) долговых обязательств.
Первая стадия является стадией привлечения долговых обязательств. Привлечение кредиторов осуществляется на основе договора государственного займа в соответствии со ст. 817 ГК РФ. Долговое обязательство в данном случае возникает на условии добровольности, возмездности, срочности и возвратности. Он заключается на утвержденных государством условиях эмиссии путем покупки заимодавцем выпущенных государством ценных бумаг (ст. 428 ГК РФ).
Вторая стадия управления государственным долгом — стадия «размещения» государственных долговых обязательств. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размешаются на добровольной основе. Однако некоторые нормы банковского, страхового законодательства устанавливают определенные исключения из этого правила. Это связано со случаями, когда для некоторых юридических лиц (например, банков, страховых компаний), государство устанавливает определенные строгие нормативы по вложению, например, собственных средств в государственные ценные бумаги. Следует также иметь в виду, как свидетельствует исторический опыт различных стран, в условиях чрезвычайной ситуации (например, войны) займы даже среди граждан очень часто распространяются принудительно – «по подписке» (в том числе и в России в годы Великой Отечественной войны).
На стадии погашения государственного долга применяют такие методы управления, как рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация займов и др. Эти действия и признано называть «мероприятиями по управлению государственным долгом».
Рефинансирование – выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, государство обычно использует при недостаточности средств бюджета. В нашей стране рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов использовалась неоднократно.
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных займов.
Унифицирование займов – это мероприятие государства по обмену нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
Реструктуризация долга – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения обязательств. В этом случае принято руководствоваться правилами о новации, т.е. о прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Аннулирование государственного внешнего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.



4 вопрос
Отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права.
Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного внутреннего долга. Возникают они в процессе финансовой деятельности государства.
Объектом этих правоотношений являются финансовые ресурсы государства.
В правоотношениях по государственному кредиту, как и в других финансовых правоотношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный орган, другой стороной отношений могут быть любые субъекты финансовых правоотношений.
Субъектами правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются с одной стороны государство в лице Правительства РФ как получателя средств, на которое возлагается обязанность возврата долга и уплата процентов по нему, а с другой – юридические и физические лица (кредиторы).
Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту закреплено законодательно.
За представительными органами (Федеральным Собранием РФ) закреплены следующие полномочия:
-определять политику в отношении государственного внутреннего долга;
-устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год;
-осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга.
Правительство РФ:
-осуществляет управление государственным внутренним долгом:
-определяет порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств в РФ;
-ежегодно публикует данные о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий год.
Кроме Правительства РФ субъектами являются соответствующие органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Субъектами правоотношений по государственному кредиту являются ЦБ РФ и Минфин РФ.
ЦБ РФ:
-представляет предложения по вопросам регулирования государственного кредита представительным органам власти РФ для определения им политики в этой сфере;
-выполняет функции по обслуживанию государственного внутреннего долга;
-операции по размещению долговых обязательств, их погашение и выплата доходов кредиторам.
Минфин РФ:
-выпускает государственные займы;
-производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, округах и докладывает об этом Президенту РФ;
-совместно с ЦБ РФ осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга.
Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер. Хотя государство является должником в этих отношениях, только оно имеет право устанавливать их условия: сроки, платность, виды, основания их прекращения и изменения.
Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.
В отличие от банковского кредита субъекты здесь неравноправны.
В сфере государственного кредита возникают правоотношения не только между кредитором и должником (государством и физическими и юридическими лицами), но и другие правоотношения:
-между ЦБ РФ или Сбербанком РФ и органами представительной и исполнительной власти;
-между ЦБ РФ и учреждениями Сбербанка РФ;
-между Правительством РФ и ЦБ РФ;
-между ЦБ РФ и Минфином РФ.

5 вопрос
Проблемы правового регулирования внутреннего государственного долга тесно связаны с проблемами сберегательного дела в стране. Сбережения населения и счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками государственных займов.
Привлечение вкладов играет большую роль и в целях улучшения денежного обращения. Вложения денежных средств юридическими и физическими лицами в кредитные учреждения в форме вкладов сокращает находящееся в обращении количество наличных денег, ускоряет их оборачиваемость, способствует укреплению внутренней валюты.
Кредитная реформа, направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, обусловила возникновение новых явлений в области сберегательного дела.
Источники правового регулирования сберегательного дела в РФ пополнились новыми нормативными и правовыми актами.
Основными являются:
-Закон «О ЦБ РФ»;
-Закон «О банках и банковской деятельности»;
-Устав Сберегательного банка РФ и т.д.
В настоящее время право привлекать денежные средства во вклады и депозиты имеют все кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ. Однако, несмотря на расширение субъектов сберегательного дела, особое место принадлежит Сбербанку РФ.
Особая роль Сбербанка  РФ в реализации отношений по государственному кредиту обусловлена тем, что учредителем акционерного коммерческого Сбербанка РФ является ЦБ РФ (ст.1 устава Сбербанка). Это предопределяет тесные связи Сбербанка с государством. Так, государство, используя хранящиеся в Сбербанке денежные средства юридических и физических лиц, гарантирует их полную сохранность и выдачу по первому требованию вкладчиков.
Вкладчиками банка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц Сбербанком разработана целая система мер. Так, законом гарантируется свобода вкладчиков в выборе банка и возможность иметь вклады даже в нескольких банках.
Одной из мер по привлечению вкладов является установление самых разнообразных видов вкладов. Виды вкладов установлены достаточно давно, но размеры дохода по вкладам в связи с инфляцией постоянно пересматриваются Сбербанком РФ.
В настоящее время действуют следующие виды вкладов:
-до востребования;
-срочные;
-условные;
-молодежные;
-накопительные;
-выигрышные и др.
а) Вклады до востребования могут быть именными, т.е. с указанием определенного лица в сберкнижке, и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберкнижку с пометкой «на предъявителя», контрольного талона к ней и документа, удостоверяющего личность. По этому виду вклада вкладчик имеет право получить деньги полностью или частично в любое время.
б) Срочные вклады. В настоящее время принимаются на срок не менее 6 месяцев. Размер процентной ставки определяется ежегодно. Выплата средств с вклада по частям не производится. Вкладчик имеет право получить причисленные к остатку вклада в конце каждого года проценты, при этом срок хранения вклада не нарушается и вклад на новый счет не перечисляется.
в) Накопительный вклад является разновидностью срочного вклада (срок хранения – 2 года) например, для приобретения жилплощади и др.
г) Молодежный вклад открывается для лиц от 14 до 23 лет при условии самостоятельного первоначального взноса в размере не менее 50 руб.
д) Условные вклады – это вклады, внесенные на имя другого лица, устанавливающее какие-либо специальные условия (достижение определенного возраста, свадьба и др.).
е) Детский вклад – вклад оформляется на ребенка, не достигшего 16 лет. Является разновидностью срочного вклада.
ж) Пенсионный вклад – открывается для перечисления пенсий, пособий. Является разновидностью срочного вклада.
з) Подарочный вклад – открывается на 3 лиц и оформляется подарочным сертификатом.
и) Вклады на текущие счета. Для распоряжения таким вкладом вкладчику выдаются расчетная и чековая книжки. Выдача именных или предъявительных чеков будет являться формой распоряжения вкладом.
к) Вклады в иностранной валюте. Разновидность срочных вкладов. Первоначальные взносы от 300 до 5 000 долларов США.
л) Выигрышные – доход разыгрывается между вкладчиками.
Для привлечения в Сбербанк временно свободных денежных средств юридических лиц используется депозит. Депозит в Сбербанке открывается любому юридическому лицу независимо от места нахождения расчетного счета. Условия депозита оформляются договором и определяются индивидуально, исходя из размера и срока размещаемой суммы. В отличие от расчетного счета с депозитного счета осуществлять расчеты запрещается, т.к. основная цель заключения депозитного счета для банка – привлечение денежных средств предприятий на строго определенный в договоре срок.
Помимо традиционных форм используются и новые формы привлечения средств вкладчиков. Это сберегательные и депозитные сертификаты.
Депозитный сертификат является ценной бумагой – обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику – юридическому лицу или его правопреемнику.
Операции по приему депозитов и выдаче сертификатов совершают операционные отделы территориальных банков, отделения Сбербанка. Оплата сертификата производится в том же учреждении Сбербанка, которое произвело его выдачу.
Сертификат является срочным и именным. Право требования по нему может передаваться одним юридическим лицом другому (цессия). Цессия производится только в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ. Внесение депозита наличными деньгами запрещено.
В случае если срок получения депозита и дохода по нему просрочен, сертификат считается документом до востребования, по которому банк, выдавший сертификат, должен оплатить его по первому требованию владельца. Сертификат, в отличие от простого векселя  не может служить расчетным или платежным документом. Учреждения Сбербанка принимают сертификаты в залог при выдаче ссуд их владельцу. Доход по депозитным сертификатам перечисляется на счет «Чистая прибыль».
Сбербанк выступает в качестве эмитента, выпускающего такой вид ценных бумаг, как сберегательный сертификат. Доход устанавливается в виде плавающей процентной ставки. Отличие сберегательного сертификата от депозитного заключается в том, что держателями сберегательного сертификата являются граждане, а депозитного – юридические лица.
Депозитный и сберегательный сертификаты вправе выпускать и коммерческие банки, но сохранность вкладов в этих банках государство не гарантирует.
Так как сберегательные вклады населения принимаются всеми банками согласно ст. 38 Закона «О банках и банковской деятельности в РФ» на государственном уровне разработана целая система мер, способствующих повышению надежности хранения денежных средств населения в кредитных учреждениях страны.
1. Все банки, в т.ч. и коммерческие, в обязательном порядке должны страховать вклады клиентов. Порядок и условия страхования определяет ЦБ РФ.
2. Все банки на территории РФ должны содержать обязательные резервы в ЦБ РФ. ЦБ устанавливает минимальный размер обязательных резервов размещаемых в ЦБ РФ.
3. ЦБ РФ определяет порядок формирования обязательных страховых фондов банков. Это осуществляется в целях возмещения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возникающих по вине коммерческих банков.
Закрепленное в законодательстве положение о том, что Банк России в качестве кредитных ресурсов по обеспечению государственных долговых обязательств может использовать хранящиеся у него резервы других банков, свидетельствует о том, что в результате кредитной реформы в РФ была создана двухуровневая банковская система.

Комментариев нет:

Отправить комментарий